Основные макроэкономические ориентиры государства-инвестора


Основными макроэкономическими ориентирами государства-инвестора,

определяющего тенденции изменения экономического равновесия относительно бюджетных потребностей и возможностей налоговой системы, являются показатели структуры и объемов внешнего и внутреннего долга32. Динамика долговых обязательств государства напрямую связана с показателями экспортно-импортных операций (торговый баланс, доля экспорта в мировой торговле и т.д.) и динамикой мировых цен в отраслях, обеспечивающих валютные поступления (см. раздел «Конъюнктура мировых товарных и финансовых рынков»). Государство-инвестор, оценивая свои возможности по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, анализирует структуру и постатейный объем бюджетных расходов, соотнося их с объемом предполагаемых бюджетных доходов и источниками погашения бюджетного дефицита.

Возрастание внутреннего и внешнего государственного долга приводит к снижению объемов привлекаемых внутренних денежных ресурсов и прямых иностранных инвестиций33 и увеличению отрицательного сальдо платежного баланса. Это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на бюджет в виде увеличения бюджетных расходов на инвестиции.

В соответствии с рисунком 7 общая схема взаимосвязи макроэкономических показателей, влияющих на сбалансированность функционирования экономической системы с точки зрения равновесия бюджетных потребностей и возможностей налоговой системы, может быть представлена следующим образом. Возрастающие потребности бюджета ведут к увеличению государственного долга и увеличению налоговой нагрузки на производителей (что может привести к снижению предложения товаров и услуг). В случае, если налоговая система не способна обеспечить потребности бюджета, а возможности бюджетных заимствований ограниченны, возникает превышение расходов над доходами бюджета, ведущее к бюджетному

дефициту. В свою очередь, чем больше размер государственного долга, тем меньше инвестиций направляется в реальный сектор и тем меньше устойчивость экономической системы в целом. На этом фоне снижение темпов экономического роста и внешнеторговой активности способны подорвать возможности налоговой системы, обеспечивающей доходную часть государственного бюджета.

Однако следует иметь в виду, что представленная выше схема является лишь одним из возможных вариантов зависимости рассматриваемых макроэкономических показателей. Не исключено, что в иных экономических условиях направленность их динамики, а также степень влияния могут претерпеть изменения.

32 Фаруки Ш. Макрофинансовый обзор: формулирование политики и программы. . Институт экономического развития Всемирного банка, 1996. . С.6

33 В мировом масштабе экономическая важность иностранного инвестирования, измеряемая как отношение между объемом прямых иностранных инвестиций и ВВП, возросла более чем в три раза - с 4,4% в 1960 г. до порядка 12-13% в 2000 г. (прогнозное значение) (Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. . М.: Финансы и статистика, 1999. - С. 70)



  
Содержание раздела