Оценка государством состояния макроэкономики и отрасли в процессе фундаментального анализа компании-эмитента 2



Тем не менее, такая позиция не отрицает получения государством неналоговых доходов от принадлежащих ему пакетов акций (однако, как правило, эти доходы несопоставимо малы по сравнению с налоговыми доходами, которые получает государство от эффективно работающих предприятий). Но государство должно своевременно выходить из капиталов компаний-эмитентов, начавших работать эффективно, путем продажи акций на организованном рынке ценных бумаг по цене, значительно превышающей цену приобретения (за счет возросшей эффективности хозяйственной деятельности предприятия).
Последовательность действий государства в этом случае может быть следующей:
1. приобретение пакета акций (лучше контрольного) нерентабельной компании-
эмитента из социально важной или стратегической отрасли национальной (городской)
экономики;
2. повышение эффективности деятельной компании-эмитента через управление пакетом акций, принадлежащим государству;
3. вывод компании-эмитента на организованный рынок ценных бумаг;
4. продажа пакета акций, принадлежащего государству, по цене превышающей цену приобретения.
Зарубежный опыт также показывает, что производственный сектор нуждается в государственной поддержке лишь на этапе своего становления и развития. В последующем государство вынуждено передавать функции управления в частную собственность, поскольку его участие является сдерживающим фактором. Так, например, было в послевоенные годы в Италии, когда в 30-40-х годах были созданы многоотраслевые холдинговые компании (межведомственные комитеты по экономическому и промышленному планированию),
подчиненные непосредственно Министерству государственного участия в экономике Италии,
которые занимались управлением государственной собственностью в производственных компаниях стратегически важных отраслей экономики. Однако, уже в начале 90-х, когда итальянская экономика показала значительный экономический рост, эти структуры были ликвидированы или приватизированы, а в 1993 году ликвидировано и само министерство76.
Компании-эмитенты, принадлежащие транспортной отрасли, по мнению автора,
нуждаются в государственной поддержке по причине экономической и социальной значимости для экономики страны (региона), а также в связи со значительным падением в период 1991-97
годов объема коммерческих и пассажирских перевозок, что привело к отсутствию внутренних источников финансирования собственных и оборотных средств.


76 Предварительная оценка фирмой Каст проблем управления портфелем предприятий Правительства Москвы. Предлагаемая методология и план действий: Мат.совещ. . М.: CAST Management Consulting, 1998. . С.37



  
Содержание раздела