Факторы политического риска 3


Серьезной проблемой для потенциального инвестора является неопределенность законотворчества. Если государство часто меняет или не разъясняет нормы, в соответствии с которыми регламентируется деятельность внутри страны, деловые круги не могут быть уверены, будет ли их деятельность завтра прибыльной или убыточной, законной или незаконной. Чтобы застраховаться от такого неопределенного будущего, им приходится использовать различные схемы, например, уходя в теневую экономику или вывозя капиталы за границу39.
Вот, например, некоторые двусмысленные толкования законов, с которыми столкнулся автор в своей практической деятельности:
противоречия Указа Президента РФ "Об основных положениях приватизации."
в редакции Указа № 112 от 25.01.99 и Закона «Об акционерных обществах» относительно сроков завершения приватизации и возможности проведения дополнительных эмиссий акций при наличии доли государства более 25% уставного капитала40;
неурегулированность положений Закона «Об акционерных обществах» в части наступления права акционера требовать выкупа акций по рыночной стоимости, а также об определении самой рыночной стоимости акций41.



39 Ярким примером неопределенности законодательства в России является ситуация с регулированием естественных монополий. Ситуация вокруг РАО ЕЭС, касающаяся реструктуризации компании, серьезно подрывает интерес инвесторов к этой компании, в частности, и ко всей энергетической отрасли, в общем. Похожая ситуация с РАО Газпром в отношении возможности участия нерезидентов в капитале этой компании, а также ограничения торговых площадок, на которых могут торговаться акции Газпрома.
40 Указ Президента РФ "Об основных положениях приватизации." в редакции Указа № 112 от 25.01.99 говорит о том, что общества вправе осуществлять эмиссию акций, если в собственности государства находится менее 25% голосующих акций. В то же время Закон об АО не разрешает акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, осуществлять эмиссию акций до момента отчуждения государством 75% акций. То есть общество при наличии 25% государственной доли уже вправе проводить эмиссию. Налицо явное противоречие. Более того, Закон об АО разрешает акционерным обществам, имеющим более 25% акций, находящихся в собственности государства, проводить эмиссию с сохранением государственной доли. А если государство не хочет участвовать в подписке, а обществе хочет выходить на рынок ценных бумаг? Получается, что государство препятствует желанию компании привлекать инвестиции для своего развития.
41 Закон об АО называет два случая: реорганизация или совершение крупной сделки, и внесение изменений в Устав или принятие его в новой редакции, если акционер голосовал против. Безусловно, дополнительный выпуск в дальнейшем влечет внесение изменений в Устав, однако решения эти могут быть разнесены во времени, более того, внесение изменений в Устав может являться компетенцией Совета директоров. Таким образом, непонятно когда все- таки наступает это право. Далее, вытекающая отсюда проблема - определение цены выкупа.
Закон требует привлечение независимого оценщика. Помимо этого, в случае, если в акционерном капитале участвует государство, то эту оценку должен подтвердить государственный орган, уполномоченный на это. Существует нормативный документ, разъясняющий, что таким органом является Минфин и его территориальные подразделения. В Москве - это Департамент финансов г. Москвы. Однако неоднократные обращения туда эмитентов ничем не заканчивались. Департамент отказывал в выдаче подобного подтверждения.



  
Содержание раздела