Вероятнее всего, наибольший объем информации и консультаций инвесторам предоставляют биржевые брокерские фирмы, которые, будучи членами Нью-йоркской (New York Stock Exchange, NYSE) и других фондовых бирж, выполняют за комиссионное вознаграждение заказы клиентов, связанные с куплей-продажей ценных бумаг. Практически все брокерские фирмы, обслуживающие клиентов, имеют в своей структуре "статистические" или аналитические отделы, которые отвечают на запросы и составляют рекомендации. Клиенты брокерских компаний (именно так предпочитают называть сами брокеры покупателей своих услуг) бесплатно получают детальные сведения о положении дел на фондовом рынке, основанные на дорогих аналитических исследованиях.
В невинном, на первый взгляд, вопросе, какой же термин использовать — "покупатели" или "клиенты", на самом деле есть один интересный момент. "Покупатели" — термин, используемый для характеристики одной из сторон обычной деловой сделки. Если же мы говорим о профессиональной организации, оказывающей услуги, то здесь покупатель услуги называется клиентом. Брокерское братство Уолл-стрит руководствуется, вероятнее всего, наиболее высокими этическими стандартами по сравнению с любым другим бизнесом, но все же стандартов и репутации настоящих профессионалов оно еще не достигло.
Вряд ли Уолл-стрит видела более жесткого, критичного и циничного эксперта, чем Грэхем. Возможно, на Уолл-стрит действительно более высокие этические стандарты, чем в некоторых сферах бизнеса (на ум приходит контрабанда, проституция, лоббирование в Конгрессе и журналистика), но, несмотря на это, в сфере инвестиционной деятельности вращается достаточно лжецов, мошенников и воров, чтобы обеспечить занятость стражей на вратах Ада на последующие десятилетия.
В прошлом брокерские конторы Уолл-стрит процветали, в основном, благодаря спекуляции с ценными бумагами, однако спекулянты, взятые как отдельный класс участников фондового рынка, несли убытки. Брокерские фирмы, придерживаясь профессиональных стандартов ведения бизнеса, не имели права рекомендовать своим клиентам проводить убыточные спекулятивные операции.
В этих условиях некоторые брокерские фирмы стали воздерживаться от стимулирования спекулятивных операций своих клиентов. Такие фирмы ограничили себя выполнением получаемых заказов, предоставлением финансовой информации, анализом и высказыванием своего мнения относительно инвестиционных качеств тех или иных ценных бумаг. Таким образом, по крайней мере теоретически, они не несут никакой ответственности ни за прибыль, ни за убытки своих клиентов-спекулянтов.
Тысячи людей, которые приобрели акции в конце 1990-х годов, веря в то, что аналитики Уолл-стрит предоставляют им объективную и ценную информацию, узнали (к сожалению, слишком поздно), насколько был прав Грэхем с этой точки зрения.
† Интересно, но жалящая критика, которую Грэхем адресовал всем брокерским фирмам, предоставляющим полный перечень услуг, в конце 1990-х годов применима только по отношению к брокерским конторам, работающим через Интернет и взимающим небольшие комиссионные. Эти фирмы израсходовали миллионы долларов на крикливую рекламу, которая подстрекала покупателей осуществлять торговые операции чаще и в больших объемах. В результате большинство таких покупателей остались с пустыми карманами, и лишь дешевые комиссионные в операциях подобного вида могли при этом служить слабым утешением. Более традиционные брокерские фирмы тем временем начали акцентировать внимание на оказании услуг по финансовому планированию и "интегрированному управлению активами".