Компания с большой суммой долгов в твер дой валюте, срок выплаты которых наступает примерно в одно и то же время, имела бы высокую степень кредитного риска.
Применительно к теме нашей книги, можно сказать, что все ведущие рейтинговые агентства имеют свои страницы в Интернет:
http://www.moodys.com/ — Агентство Moody's http://www.rating.standartpoor.com —Агентство Standard & Poor's http://www.ibca.com — Агентство IBCA Banking Analysis Ltd где можно найти интересующую инвестора информацию. Кроме того, любое информационное сообщение, относящееся к изменению или присвоению какой-либо компании рейтинга, содержит в себе толкование значение этого рейтинга, справедливо полагая, что не все инвесторы помнят суть рейтинговых критериев. Тем не менее мы поместили в Приложении 1 список и характеристики значений основных рейтингов.
Агентство по кредитному рейтингу может подвергнуть повторной оценке рейтинг конкретной эмиссии долговых обязательств, если обстоятельства изменились и имеются большие сомнения относительно кредитоспособности эмитента. Это называют режимом «сле-жения за кредитоспособностью» или (в случае IBCA) «отслеживания рейтинга».
Когда выпущенное долговое обязательство подвергают процедуре отслеживания кредитоспособности, то результатом может стать повышение, понижение или подтверждение существующего рейтинга. Однако когда рассматривается вопрос о понижении рейтинга, то агентство по рейтингу сообщит об этом фразой, что рейтинг пересматривается «с отрицательными выводами». Когда выпущенное долговое обязательство отслеживают на кредитоспособность с отрицательными выводами, агентство по рейтингу советуе! инвесторам пользоваться рейтингом с осторожностью.
Агентство осуществляет постоянный текущий контроль за определенными им рейтингами. Когда агентство считает, что обстоя' тельства изменились, то рейтинг того или иного долгового обязательства может быть пересмотрен. Данные ценные бумаги отсл( живаются и в итоге может быть изменен их рейтинг.
Кредитный рейтинг может повлиять на ставку процента, п которой организация может взять новый займ (если вообще это будет возможно), и прямо связан с оценкой кредитного риска.
Отличаются ли рейтинги, присваиваемые различными агентствами? Как правило, рейтинги долговым обязательствам присваивает не одно агентство. Рейтинги агентства Standard & Poor's в целом сопоставимы с рейтингами агентства Moody's, хотя бывал» случаи, когда они отличались.
Цель формирования кредитного рейтинга заключается в том, чтобы дать инвесторам ориентир для определения вероятности своевременного получения ими платежей процентов и основной сум мы долга по их инвестициям. Однако принимая во внимание, что присвоение рейтинга основывается на отслеживании агентствами по кредитному рейтингу прошлых тенденций и на глубоком анализе перспектив конкретной организации, рейтинги используются компаниями и банками с целью установления общих кредита лимитов для организаций определенного рейтинга.
Главным недостатком кредитных рейтингов является то, что они присваиваются лишь большим организациям. Управляющие по кредитам, которые стремятся получить вневедомственные оценки более мелких компаний, должны полагаться на другие источники информации. Кроме этого, рейтинговые агентства могут и ошибаться, как, например, они «проспали» кризис в Азии в октябре 1997 г., но это все же случается редко.
Кредитные рейтинги выражают степень риска, связанного с ценными бумагами, и служат основой для сопоставления долговых инструментов различных компаний. Они являются одним из факторов, влияющих на курс облигаций, так как изменение рейтинга обычно приводит к изменению представлений о данном инструменте широкого круга участников фондового рынка. Кроме того, использование рейтингов, выставляемых данным бумагам специальными агентствами, позволяет проверить выводы, сделанные в результате собственного анализа.