тизацию не вычитают из прибыли,



• Операционная прибыль (до вычета амортизации) в процен­тах к сумме продам (коэффициент прибыльности). Амор­ тизацию не вычитают из прибыли, поскольку нормы амор­тизационных отчислений сильно отличаются друг от друга в различных компаниях и могут исказить сравнительные ха­рактеристики. Кредитные рейтинги существенно зависят от сопоставления аналогичных показателей для разных ком­паний в отрасли.

• Только для компаний по продаже недвижимости применяют отношение чистого рентного дохода к суммарным затратам по выплате процентов (коэффициент процентного покры­тия) . Если этот коэффициент ниже 1.0, то маловероятна воз­можность присвоения кредитного рейтинга, рекомендующего компанию как объект инвестиций.

• Покрытие постоянных затрат. Это отношение операцион­ной прибыли к постоянным затратам, которые должна опла­чивать компания. К постоянным затратам относятся суммарные издержки по выплате процентов, платежи по действую­щим договорам по аренде и дивиденды по привилегирован­ным акциям. Для оценки компании как высококачественно­го объекта инвестиций агентство Standard & Poor's исходит из предположения, что от такой компании нельзя ожидать невыплаты дивидендов по привилегированным акциям (т. е. не должно быть риска неуплаты дивидендов владель­цам ее привилегированных акций).
Важной частью анализа финансовых коэффициентов являет­ся оценка того, будет ли у организации достаточно прибыли для покрытия приоритетных расходов (постоянных зат­рат), например, издержек по выплате процентов. Анализ рейтингового агентства также включает оценку соотноше­ния чистых денежных поступлений организации и суммы ее долгов.
Поток денежных средств считается более надежным крите­рием способности компании вовремя возвращать свои дол­ги, чем данные баланса. Не существует никакого «идеаль­ного» минимального отношения чистого потока денежных средств к сумме долгов, поскольку различные отрасли име­ют разную интенсивность движения денежных средств. На­пример, у предприятий розничной торговли отношение по­тока денежных средств к сумме долгов должно быть гораз­до выше, чем у компаний по торговле недвижимостью, т. к. оборот денежных средств в розничной торговле происходит быстрее, и потребность компаний в займах (для финансиро­вания недвижимости и других активов) будет гораздо мень­ше. Ключевыми коэффициентами движения денежных средств являются отношение денежного потока к долгам и покры­тие процентов за счет потока денежных средств.
При оценке кредитного рейтинга принимают также во внима­ние финансовую гибкость. Финансовая гибкость имеет отно­шение к способности компании привлечь, когда это потребу­ется, дополнительные финансовые средства за счет банковских кредитов, либо путем выпуска новых долговых обязательств или акций. Помимо этого, существенное значение могло бы иметь наличие неосновных предприятий или дополнительных активов с высокой стоимостью на случай перепродажи.
Существуют и другие показатели, подлежащие изучению агент­ством по кредитному рейтингу, если они фигурируют в балансе компании.

При каких-либо неясностях или неправильных толко­ваниях агентство заподозрит худшее. Примерами таких показате­лей являются:

• условные обязательства, например гарантии, неоконченные судебные тяжбы и т. п. Для компании может оказаться не­обходимым оплатить издержки при возникновении опреде­ленной ситуации. Например, может существовать условное обязательство об оплате 10 млн долл. убытков при небла­гоприятном решении суда;

• забалансовые финансовые операции и обязательства, например аренда собственности, условные обязательства и пенси­онные обязательства;

• практика учета резервов и компенсационных фондов, широко применяемая в некоторых европейских странах (напри­мер во Франции и ФРГ, а также в Великобритании). Это хорошо отработанные приемы «творческого» бухгалтерс­кого учета;

· комбинация долговых обязательств, различающихся по сро­кам платежа, фиксированным или плавающим ставкам про­цента и валюте.

Содержание раздела