Таким образом, этапы процесса определения кредитного рейтинга можно представить в следующем виде:
• Предварительное исследование. Изучение опубликованных данных о компании за пять лет.
• Обсуждение результатов предварительного исследования с компанией. Согласие компании на продолжение исследований.
• Компания предоставляет агентству дополнительный материал для подробного изучения. Этот материал большей частью описательный и касается стратегии компании, а также включает прогнозы доходов и расходов, предложения по капитальным вложениям и прогнозы других показателей на три года.
• Встречи между аналитиками и высшим руководством компании.
• Рейтинговый комитет проводит совещание по результатам исследования.
• Решение о рейтинге сообщается по телефону компании, а затем публикуется.
При тщательном изучении материалов для оценки кредитного рейтинга компании-очень важно глубоко проанализировать финан-
совые коэффициенты. Однако помимо этого, для получения долговременного прогноза о сильных и слабых сторонах компании исследуют также деловой, отраслевой и страновой риски по операциям компании. Агентство Standard & Poor's описывает структуру своего анализа, как состоящего из двух ключевых компонентов:
«Первый ориентирован на анализ деловой активности или конкурентоспособности; второй касается финансового анализа. Важно осознать, что процесс составления рейтинга не ограничивается проверкой различных финансовых показателей. Правильная оценка уровня обеспечения долгов требует более широкого взгляда на положение вещей, включая тщательное изучение основных принципов ведения деловых операций, оценку конкурентоспособности компании, качества управленческого персонала и его стратегии». Доля рынка, которую охватывает продукция или услуги компании, также часто становится важным фактором, принимаемым в расчет при оценке конкурентоспособности компании. Заключение о способности эмитента сохранить свою часть рынка нередко можно сделать на основании объема его долговременных контрактов на продажу изделий, разработок новой продукции, портфеля подтвержденных заказов, исходя из наличия в собственности компании целостной дистрибьюторской сети. Тем не менее, крупная доля рынка не всегда дает преимущества на рынке или доминирующее положение в отрасли.
По сравнению с анализом рынка продукта анализ отраслевого риска носит более общий характер, поскольку рассматривает стержневые факторы стабильности отрасли в целом, ее долговременные перспективы и уязвимость от экономических циклов. Особенности отрасли промышленности, такие как история рабочих волнений, вмешательства государства, потребность в расходах на оборудование или на исследования и разработки, также могут иметь значение при таком анализе. Анализ отраслевого риска устанавливает верхний предел кредитного рейтинга. Компания, обладающая очень хорошей конкурентоспособностью в отрасли, переживающей длительный спад производства (как например, сталелитейная промышленность), или в отрасли с выраженной цикличностью (строительство жилья), вряд ли сможет получить наивысший кредитный рейтинг.
Иногда существенное значение может иметь анализ странового риска. Рейтинг компании, базирующейся в конкретной стране, обычно не будет выше рейтинга самой страны по ее фактической или предполагаемой задолженности. К факторам странового риска относятся: характер государственной поддержки производства, принадлежность капитала компании полностью или частично государству. Например, в Гонконге существует несколько компаний с большим оборотом денежных средств, которые, если бы- они базировались в США, могли бы рассчитывать на кредитный рейтинг «два А». Им, однако, присвоили только рейтинг «одного А», соответствующий рейтингу Гонконга по государственным долгам (в связи с политической нестабильностью, связанной с воссоединением с Китаем в 1997 г.).
Финансовые коэффициенты, о некоторых из них мы рассказывали выше, часто определяют границы кредитного рейтинга, но сами не используются для установления рейтинга. Не существует никакой определенной формулы для перевода финансовых коэффициентов в кредитный рейтинг. Агентство Standard & Poor's, как правило, придает наибольшее значение следующим коэффициентам и аспектам деятельности компании: