Таким образом, этапы процесса определения



Таким образом, этапы процесса определения кредитного рей­тинга можно представить в следующем виде:

• Предварительное исследование. Изучение опубликованных данных о компании за пять лет.

• Обсуждение результатов предварительного исследования с компанией. Согласие компании на продолжение исследова­ний.

• Компания предоставляет агентству дополнительный мате­риал для подробного изучения. Этот материал большей частью описательный и касается стратегии компании, а так­же включает прогнозы доходов и расходов, предложения по капитальным вложениям и прогнозы других показателей на три года.

• Встречи между аналитиками и высшим руководством ком­пании.

• Рейтинговый комитет проводит совещание по результатам исследования.

• Решение о рейтинге сообщается по телефону компании, а затем публикуется.

При тщательном изучении материалов для оценки кредитного рейтинга компании-очень важно глубоко проанализировать финан-
совые коэффициенты. Однако помимо этого, для получения долго­временного прогноза о сильных и слабых сторонах компании ис­следуют также деловой, отраслевой и страновой риски по операци­ям компании. Агентство Standard & Poor's описывает структуру своего анализа, как состоящего из двух ключевых компонентов:
«Первый ориентирован на анализ деловой активности или конку­рентоспособности; второй касается финансового анализа. Важно осознать, что процесс составления рейтинга не ограничивается про­веркой различных финансовых показателей. Правильная оценка уровня обеспечения долгов требует более широкого взгляда на по­ложение вещей, включая тщательное изучение основных принци­пов ведения деловых операций, оценку конкурентоспособности компании, качества управленческого персонала и его стратегии». Доля рынка, которую охватывает продукция или услуги компа­нии, также часто становится важным фактором, принимаемым в расчет при оценке конкурентоспособности компании. Заключение о способности эмитента сохранить свою часть рынка нередко мож­но сделать на основании объема его долговременных контрактов на продажу изделий, разработок новой продукции, портфеля под­твержденных заказов, исходя из наличия в собственности компа­нии целостной дистрибьюторской сети. Тем не менее, крупная доля рынка не всегда дает преимущества на рынке или доминирующее положение в отрасли.
По сравнению с анализом рынка продукта анализ отраслево­го риска носит более общий характер, поскольку рассматривает стержневые факторы стабильности отрасли в целом, ее долговре­менные перспективы и уязвимость от экономических циклов. Осо­бенности отрасли промышленности, такие как история рабочих волнений, вмешательства государства, потребность в расходах на оборудование или на исследования и разработки, также могут иметь значение при таком анализе. Анализ отраслевого риска устанавли­вает верхний предел кредитного рейтинга. Компания, обладающая очень хорошей конкурентоспособностью в отрасли, переживающей длительный спад производства (как например, сталелитейная про­мышленность), или в отрасли с выраженной цикличностью (строи­тельство жилья), вряд ли сможет получить наивысший кредитный рейтинг.
Иногда существенное значение может иметь анализ странового риска. Рейтинг компании, базирующейся в конкретной стране, обычно не будет выше рейтинга самой страны по ее фактической или предполагаемой задолженности. К факторам странового риска относятся: характер государственной поддержки производства, при­надлежность капитала компании полностью или частично государ­ству. Например, в Гонконге существует несколько компаний с большим оборотом денежных средств, которые, если бы- они базирова­лись в США, могли бы рассчитывать на кредитный рейтинг «два А». Им, однако, присвоили только рейтинг «одного А», соответ­ствующий рейтингу Гонконга по государственным долгам (в связи с политической нестабильностью, связанной с воссоединением с Китаем в 1997 г.).

Финансовые коэффициенты, о некоторых из них мы рассказы­вали выше, часто определяют границы кредитного рейтинга, но сами не используются для установления рейтинга. Не существует ника­кой определенной формулы для перевода финансовых коэффициен­тов в кредитный рейтинг. Агентство Standard & Poor's, как прави­ло, придает наибольшее значение следующим коэффициентам и ас­пектам деятельности компании:

Содержание раздела