Визуальный подход


Гипнотизер поставлен лицом к задаче помочь клиенту в получении доступа к его подсознательному или недоминантному полушарию. Как мы подчеркнули, задача эта имеет две части - отвлечение и одновременное использование доминантного полушария, и получение доступа к недоминантному полушарию. Одна из наиболее прямых и мощных методик достижения недоминантного полушария, обнаруженных гипнотизерами, состоит в том, что клиента заставляют его внутренним зрением создавать визуальные образы. Давая клиенту задачу, предполагающую способность к визуализации, гипнотизер облегчает перенос контроля от доминантного полушария к недоминантному.

Субъективные оценки многих людей, объясняющие эти находки, могут быть суммированы как следующие: “Когда я прислушиваюсь к воображаемому метроному, он ускоряется или замедляется, звучит громче или тише, в то время, как я начинаю входить в транс, и я только следую за ним. При работе с реальным метрономом, он остается отвлекающе постоянным и вытягивает меня снова к реальности вместо того, чтобы позволить мне плыть по течению транса. Воображаемый метроном изменяем   и всегда подстраивается к тому способу, как именно я думаю и ощущаю, но я не должен подстраиваться сам ни к нему реальному”. В связи с тем же необходимо сделать замечание о находках в экспериментальной и клинической работе, смыкающихся на гипнотически индуцированных визуальных галлюцинациях. Например, пациентка, очень смущаемая идентификацией собственной личности, была индуцирована к визуализации большого количества хрустальных шариков, в которых она могла галлюцинировать целые серии отдельных жизненных опытов, делать объективные и субъективные сравнения и так создавать континуум своей жизни, от одного галлюцинированного переживания к другому. В ситуациях с реальным хрустальным шариком галлюцинируемые переживания были физически лимитированы в количестве, и изменение и наложение “сцен” много менее удовлетворительно.

Наш опыт как в гипнозе, так и в терапии многократно включал в себя для многих из наших клиентов различение, упомянутое ранее в комментарии к статье Хаксли, а именно, разницу между воображением картинки внутренним зрением и видением картинки внутренним зрением. Опыт воображения картинки - активность, возникающая в доминантном полушарии - это, по сути, конструирование визуального образа с использованием языковой системы как ведущей в процессе конструирования. Образы, появляющиеся в результате этого процесса, обыкновенно плохи по качеству, несфокусированы, тусклы, имеют лишь слабое сходство с образами, воспринимаемыми клиентом реально (глазами). Процесс видения картинки мысленным взором, очевидно, представляет активность недоминантного полушария. Здесь результирующие образы ясны и сфокусированы и весьма близки тем, которые видит клиент своими открытыми глазами. Клиенты будут весьма различаться по своей способности видеть картинки своим внутренним зрением. В общем, клиенты, имеющие в качестве наиболее развитой репрезентативной системы визуальную, будут отвечать наиболее удовлетворительно на эту методику визуального доступа к недоминантному полушарию. Гипнотизеру только требуется попросить клиента визуализировать, чтобы начать процесс трансовой индукции. В контексте терапии навык гипнотизера в идентификации и построении ответов клиенту в собственной репрезентативной системе клиента - одна из наиболее мощных методик.

Сообщение об этих двух случаях было представлено столь детально для иллюстрации натуралистического гипнотического подхода к детям. Редко, если вообще когда-нибудь, встречается потребность в формализованной или ритуализировинной методике. Эйдетическое воображение ребенка, его готовность, его жажда и необходимость новых знаний, его желание понять и разделить с собой дела мира вокруг него, и возможности, предоставляемые “притворятельными” и имитационными играми - все служит созданию способности у него отвечать на компетентном и хорошем уровне на гипнотические предложения.





Содержание раздела