Недоминантное полушарие у человека


Как мы уже отмечали, исследования нейрологической организации у людей (особенно с расщепленным сознанием) обнаружили некоторые типические различия в поведении полушарий мозга. Конкретно исследователи идентифицировали различия в качестве, скорости и точности ответа двух частей коры мозга для различных сенсорных и репрезентационных функций (см. в особенности статью Джерри Леви, Психобиологическое воплощение билатеральной асимметрии).

Для наших насущных целей наиболее интересны из них следующие:


Функции доминантного полушария

Цельная языковая система

Темп

Противоположная сторона тела

Функции недоминантного полушария

Визуализация Мелодия

Специфический тип речи Противоположная сторона тела


 

Эта асимметрия между полушариями мозга указывает нам на интересные пути решения повседневных задач; например, Гарднер комментирует:

Кингсборновская модель полушарий, соревнующихся в контроле над механизмами внимания, привела к некоторому творческому поиску, как с его стороны, так и со стороны других. Он обнаружил, к примеру, что способность балансировать штырьком в одной руке усиливается, когда человек одновременно разговаривает, если штырек находится в левой руке, тогда как картина ухудшается, если человек говорит со штырьком в правой руке. Его объяснение состоит в том, что произнесение слов и балансирование - конкурирующие активности, которые, благодаря эффекту “расплескивания” интерферируют друг с другом, будучи в разных полушариях, и тогда они являются промоутерами и усилителями друг с другом. Иллюстрируя тот же эффект в случае комплиментарных сторон, процесс говорения субъекта улучшает его способность различать элементарные части в правом визуальном поле, даже когда эти образы несенсорны. Обратно, когда пациент воспроизводит мелодии (функция правого полушария), следует усиление в левом визуальном поле.

Этот частичный список церебральных асимметрий мозга человека служит и как список путей, которыми подсознание может быть занято в процессе гипноза, и так же как важный организующий принцип в контексте терапии, особенно в работе с неконгруэнтностями. Другими словами, распознавая эти симметрии, гипнотизер, нацеленный на помощь клиенту в достижении транса, обретает систему в своих выборах относительно того, как коммуницировать с подсознанием клиента. В списке функций недоминантного полушария мы видим включенными специальные типы речи. Это требует объяснения и небольшого экскурса в лингвистические и психолингвистические исследования. Существуют две части объяснения. Первое - человеческие системы языка - замечательно сложные системы. Запутанность паттернинга в человеческих языках сильно превосходит границы лингвистических навыков в создании модели, репрезентирующей все эти паттерны. Другими словами, в то время как мы полностью систематичны в нашем лингвистическом поведении, мы еще не преуспели в описании этого поведения. Таким образом, задача понимания паттернов, которые являются нашей системой языка, ускользает от лингвистов, однако, каждый из нас выполняет, по сути, ту же задачу между двумя и шестью годами жизни. Более того, несмотря на то, что языки мира звучат ужасающе различно на слух и выглядят вполне по-разному при визуальной репрезентации в письменной форме, более глубокий анализ их паттернов обнаруживает тесное сходство в их структурах. Вне всех логически возможных форм, которые паттерны синтаксически естественных языковых систем могут иметь, находиться только ограниченное число паттернов. В большой мере независимо от конкретного языка, который они изучают, дети, как кажется, учатся с одинаковой быстротой и с одинаковым типом ошибок. Эти заключения привели лингвистов и психолингвистов к формулировке модели общих (нейрологических) лингвистических различений, известной как универсальная грамматика. Эти универсальные различия, как говорят, являются частью генетически специфицированной нервной системы каждого из нас уже при рождении. Присутствие таких универсалий в модели помогает исследователям понять, и как языки проявляют такую отмеченную похожесть, и также, как дети выполняют сложную задач обучения языку в такое короткое время.





Содержание раздела