Банк является ликвидным, когда он имеет возможность получить ликвидные средства по приемлемым ценам, в требуемом количестве и в необходимый момент времени. Управление ликвидностью предполагает наличие достаточных денежных средств в легко и быстрореализуемых активах, а также возможность осуществлять займы денежных средств по умеренной цене с целью удовлетворения потребности в денежных средствах именно тогда, когда они возникают. Поскольку время является решающим фактором в управлении ликвидностью, банк должен точно знать, как, когда и откуда могут быть получены требуемые ликвидные средства.
Общепринято три подхода к решению проблем ликвидности банка:
1) обеспечение ликвидности за счет активов (управление активами);
2) обеспечение ликвидности за счет заемных ликвидных средств (управление пассивами);
3) сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами). Согласно сбалансированному методу управления ликвидностью часть ожидаемого спроса на ликвидные средства накапливается в виде быстрореализуемых ценных бумаг и краткосрочных депозитов в других банках, в то время как иные потребности в ликвидных средствах обеспечиваются предварительными соглашениями об открытии кредитной линии с банками-корреспондентами (в том числе под залог ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, ОГВВЗ).
Менеджеры по управлению ликвидностью должны:
1. в сотрудничестве с высшим руководством Банка быть уверенными, что приоритеты и цели управления ликвидностью очевидны;
2. контролировать деятельность всех отделов Банка, отвечающих за использование и привлечение средств, и координировать свою деятельность с работой этих отделов (соответственно отделы, влияющие на ликвидность Банка, должны информировать менеджера по управлению ликвидностью о предстоящем изменении спроса и предложения на ликвидные средства);
3. предвидеть (насколько это возможно), когда наиболее крупные вкладчики и пользователи кредитов Банка планируют снять средства со счета или увеличить вклады.