Тринадцатидневное ЕМА может служить основой диапазона (см. главу 4.2). Нарисуйте верхнюю и нижнюю линию диапазона параллельно ему. Ширина диапазона определяется коэффициентом, выбираемым игроком:
Низ = EMA + Коэффициент * EMA
Верх = EMA + Коэффициент * EMA
Вам нужно подстраивать коэффициент до тех пор, пока в пределах диапазоне не окажется от 90 до 95 процентов всех цен. Диапазон определяет грань между нормальным и ненормальным поведением цен. Для цен нормально оставаться в пределах диапазона и только необычные события могут вывести их за эти пределы. Цена рынка завышена над верхней границей диапазона и занижена под его нижней границей.
Например, в 1992 году коэффициент диапазона на дневном графике рынка фьючерса S&P 500 составлял 1,5 процента. Если 13-дневное EMA давало 400, то верхняя граница диапазона была 406 (400 + 1,5*400/ 100), а нижняя граница диапазона была 394 (400-1,5*400/100).
Коэффициент диапазона нужно корректировать по крайней мере каждые три месяца, чтобы по-прежнему от 90 до 95 процентов цен оставались внутри него. Если цены начинают выскакивать за диапазон и оставаться вне его дольше нескольких дней, то диапазон нужно расширить. Слишком большое число колебаний внутри диапазона, при которых цены не достигают его границ, говорит об уменьшении неустойчивости рынка и диапазон нужно сузить.
Для неустойчивого рынка нужен более широкий диапазон, а для спокойного - более узкий. Долгосрочные графики требуют более широкого диапазона. Эмпирически можно принять, что для недельных графиков коэффициент диапазона должен быть в два раза больше, чем для дневных.