Создание единой европейской валюты является безусловно, величайшим финансовым экспериментом в истории человечества. Ни одна из имевших ранее место попыток создания сколько-нибудь значительного финансового союза не увенчалась успехом. На евро сегодня многие также смотрят как на эксперимент, исходом которого не обязательно будет успех. Все первое полугодие 1999 года курс валюты неуклонно падал, в чем некоторые усматривают признаки недоверия к новой валюте, а другие видят эффективно проводимую единым Европейским Центральным банком денежную политику, так как низкий обменный курс играет на руку европейским экспортерам, существенно повышая конкурентоспособность их товаров на мировых рынках.
Путь европейских государств к объединению валютных систем был длительным и не простым, не все страны могли выдержать условия, сформулированные для объединения, менялся состав участников. Но в течение нескольких лет существовала и была признана в мире синтетическая валюта экю (ECU), составленная из европейских валют (ее курс на 31 декабря 1998 года и стал курсом евро); настойчивая работа лидеров ряда европейских государств, прежде всего Германии, Франции, Италии привела в конце концов к старту новой валюты.
&*)
* Знаком & в книге отделен материал, предназначенный для более углубленного изучения предметна, задачи или справочные данные
Для лучшего понимания происходящих в евро-регионе процессов полезно помнить те макроэкономические ориентиры (заложенные в
Маастрихтский договор, определивший условия конвергенции), с которыми европейские государства подошли к объединению своих валютных систем.
1. Стабильность цен: средний уровень инфляции за предшествующий год не должен превосходить более чем на 1,5 % уровни инфляции трех из объединяющихся государств с наименьшими показателями инфляции.
2. Устойчивость финансового положения государства, означающая отсутствие значительного бюджетного дефицита, в частности, а) отношение планируемого или действительного государственного дефицита к величине валового внутреннего продукта (ВВП) не будет превосходить 3%, либо же это отношение должно последовательно уменьшаться, приближаясь к указанному уровню, существенные отклонения допустимы только краткосрочные; b) отношение государственного долга к ВВП не должно превышать 60%. либо оно должно последовательно уменьшаться, стремясь к указанному уровню.
3. Критерий конвергенции процентных ставок, означающий. что на протяжении предшествующего года средние долгосрочные процентные ставки (long-term rates) не должны превосходить более чем на 2% процентные ставки трех государств с наибольшей стабильностью цен. Процентные ставки измеряются на основе показателей долгосрочных государственных облигаций или аналогичных пенных бумаг, с учетом различий в национальных определениях.
4. Условие участия в Европейском обменном механизме (ERM) в течение двух лет до перехода к валюте EURO, в частности, в этот период не должно быть девальвации кросс-курса валюты по отношению к валютам других государств-участников.
Приводимая ниже таблица содержит данные по положению стран-участниц на июль 1998 года, когда принималось окончательное решение о составе стран-участниц валютного союза.
Инфляция
Госдефицит
/ВВП
Госдолг/
ВВП
Долгосрочные % ставки
1997
1998
1997
1998
1997
1998
Germany
1.6
1.7
3.0
3.0
62.0
62.5
6.1
France
1,6
1.9
3.1
2.9
58.0
58.5
6.1
Italy
2.2
2.3
3.1
2.9
124.3
121.5
8.6
Spain
2.2
2.3
3.3
3,9
68.2
67.5
8.0
Netherlands
2.4
2.6
2.2
1,9
74.3
72.4
6.0
Belgium
1.8
2.3
2.9
2.8
127.0
123,5
6,3
Austria
1.7
2.1
3.2
2.9
68.3
68.3
6.2
Finland
1.1
1.8
1.8
1.0
58.6
57.0
7.9
Portugal
2.7
2.8
3.0
2.9
64.4
63.6
7.9
Ireland
2.2
2.6
1.5
1.3
71.9
67.4
7.1
Luxemburg
2.2
2.2
0.5
0.9
8.8
9.2
6.3