Клиентский менеджер, т. е. сотрудник, через которого осуществляется ваше общение с финансовой компанией, обслуживающей вас на рынке, и брокер, исполняющий ваши приказы на покупку и продажу,
тоже являются источниками информации. Однако не всегда адекватными. Об этом мы подробно поговорим во второй части книги.
Вы завершили чтение первой части книги. Прежде чем вы перейдете к чтению второй и третьей частей, я вам настоятельно рекомендую еще раз просмотреть интеллектуальную карту 1 (рис. 1), которая сопровождала объяснения первой части.
Финансовый рынок для приходящего на него участника является совокупностью инструментария, инфраструктуры и механизмов, которые позволяют повысить эффективность совершаемых операций. Элементы этих совокупностей и представлены на интеллектуальной карте 1 (рис. 1).
Под инструментарием мы понимаем множество инструментов (акций, облигаций, векселей, срочных контрактов и т. п.), обращающихся на фондовом, валютном и прочих рынках — причем как биржевых, так и внебиржевых. То есть имеется в виду набор инструментов, который может быть использован инвестором, спекулянтом или арбитражером для того, чтобы заработать на финансовом рынке.
Слева сверху представлены первичные инструменты спот-рынка (т. е. то, что торгуется по схеме «деньги—товар»: сейчас деньги, сейчас товар). К ним относятся акции, облигации, валюта, нефть, металлы и т. д.
Справа вверху — расположены контракты срочного рынка, т. е. заключаемые на срок (но схеме: сейчас договариваемся, а в будущем — деньги и товар). Основных типов срочных контрактов — три: форвард, фьючерс и опцион.
Вверху по центру даны деривативы (или производные) — инструменты, построенные на основе первичных инструментов.
Справа внизу представлена схема инфраструктуры рынка. Выходя на рынок в качестве клиента, мы заключаем договоры на брокерское обслуживание (выполнение приказов) и ведение счета. Оба договора могут быть совмещены в одном документе. Слева внизу даны механизмы повышения ликвидности рынка.
На отдельной схеме представлена информация об информационных источниках (интеллектуальная карта 2 (рис. 2)). Инвестор может получать ценовую информацию как напрямую от бирж и торговых систем, так и опосредованно — через информационные финансовые агентства, СМИ, аналитические отделы финансовых институтов. Источниками аналитических отчетов для инвестора являются информационные финансовые агентства, СМИ, аналитические отделы финансовых институтов. Источниками фундаментальной информации для инвестора являются информационные агентства, СМИ, отчеты и аналитика финансовых институтов.
При желании вы можете проверить свои знания тестами, приведенными ниже. Ответы на тесты даны в приложении 2.