Индикаторы надежности облигаций


А что будет, если предприятие не расплатится по облигациям? В слу­чае, если у выпуска есть гарант, он и заплатит. Если же бумаги не га­рантированы, или, как еще говорят, «выпущены без покрытия», то судьба вложенных средств будет зависеть от результатов процедуры банкротства предприятия. Как же заранее понять, насколько надеж­ным может в будущем оказаться заемщик? Для этого инвесторы во всем мире используют рейтинги. Рейтинги (ранжирование) выпу­сков облигаций компаний и присвоение кодификации определенного уровня надежности осуществляются рейтинговыми агентствами. Со­трудники рейтинговых агентств анализируют финансовую отчетность предприятия и выносят свои вердикты. В Приложении 1 представле­ны принципы кодификации рейтингов, осуществляемых наиболее из­вестными и авторитетными агентствами в мире. Ряд исследований агентства осуществляют самостоятельно, иногда компании обращают­ся к агентствам по собственной инициативе. Компании оплачивают работу экспертов агентств и получают результаты расчетов, которые могут впредь использовать при распространении своих ценных бумаг и получении займов. Правильность и беспристрастность деятельнос­ти агентств являются залогом доверия инвесторов и успешного функционирования агентств в будущем.

Понятно, что только крупные компании могут обращаться за экс­пертизами для получения рейтинга в авторитетном агентстве. Для мелких компаний затраты на экспертизу окажутся несоизмеримыми с объемами привлекаемых средств. Поэтому, приобретая долговые обя­зательства небольших компаний, инвестору приходится полностью полагаться на собственную информированность и удачливость.

Существуют и другие риски, связанные с приобретением облига­ции небольших выпусков. Например, низкая ликвидность. Мелкие эмиссии неинтересны банкам и крупным операторам финансового рынка, а именно они являются наиболее активными игроками на рын­ке таких относительно низкодоходных инструментов, как облигации.

Рейтинговые агентства проводят экспертизы не только тех ком­паний, которые работают на финансовом рынке. Важной частью деятельности агентств является присвоение инвестиционных рейтинов государствам. Такое рейтингование — важный ориентир для международных инвесторов, оно помогает оценить риски инвести­рования в компании, работающие на территории того или иного го­сударства. Например, если рейтинг государства оценивается ниже инвестиционного уровня, то инвестору дается понять, что вложения в акции предприятий, работающих на территории данного государ­ства, несут в себе значительные риски. Рейтинг компании, являю­щейся резидентом некоторого государства, не может превышать рей­тинг этого государства.


 





Содержание раздела