Почему мы часто держим партнеров на линии, совершая сделки? Конечно, таким образом мы демонстрируем полную открытость. Ни одна из сторон сделки не сможет утаить дополнительную прибыль, причем это — жест доброй воли. Но на самом деле это не главное. По большей части дело в другом: когда закрываешь сделку, то часто требуются неимоверные усилия. Спекуляции не выматывают в яме настолько, как закрытие крупных арбитражей. И даже мощных резервов спортивного, в хорошей форме организма может оказаться недостаточно. Я помню очень тяжелое закрытие арбитражной сделки. Рынок лихорадило, и яма просто бесновалась. К тому же в то время появилось несколько новых брокеров, совсем юных и не очень воспитанных. Главный маклер неоднократно делал им предупреждения, они постоянно балансировали на грани удаления из ямы за недостойное поведение. Они переходили приличия в том плане, что, держась вместе, демонстрировали неуважение к остальным. Могли сделать рожицу или даже показать язык. Мало есть такого, чем в яме можно удивить. Выкрики, резкие взмахи карточки — это естественно и оправданно. Но иногда мы сталкивались с тем, что люди использовали это как место для демонстрации дурных сторон своей натуры. В таких случаях очень важно оставаться собранным, сконцентрированным и не позволить сбить себя, работая. Очень хорошо, когда рядом есть свой человек. И в день закрытия арбитража я постоянно находилась на телефонной связи. Работая, я держала у уха трубку. Мой напарник меня непрестанно подбадривал. Ему хорошо был повышен гул голосов, жесткие короткие реплики маклера. Иногда я просто повторяла цены, которые он говорил мне в ухо, выкрикивая их маклеру. Несколько раз я спрашивала у партнера совета, ждать или закрывать по предлагаемой цене. Оставаясь на связи во время проведения операций, мы делим ответственность и эмоциональное напряжение. Без подобной поддержки мы просто были бы в несколько раз менее результативными.
Доверие, объединение усилий, слаженность, четкий расчет — все это должно быть на высочайшем уровне. Иначе нет высоких арбитражных прибылей, а так, сделки среднего уровня. Я не встречала других сфер интеллектуальной финансовой деятельности, где бы еще все эти признаки проявлялись настолько ярко. У меня хорошо отпечаталась в памяти забавная сценка из середины девяностых.
...Начало десятого утра. Валютное управление нашего банка хорошо повеселилось накануне. Настолько, что на второго валютного дилера лучше было не смотреть. Внешний вид этого симпатяги в тот день существенно превышал его паспортный возраст. Но, что еще хуже, у банка выдалось много работы по покупке валют в тот день, а он, как назло, оказался единственным дилером, находящимся в тот момент в банке. Он умолял своего непосредственного начальника: «Пожалуйста, стой рядом. Главное, не уходи от меня. Не оставляй меня одного. Я все сделаю, но ты будь рядом. Пожалуйста, только не оставляй меня одного». И начальник валютного управления спокойно стоял рядом столько, сколько было нужным. Излучая уверенность и благожелателыюсть. Вы думаете, последовал приказ о снятии премии? Или еще какие-то экзекуции? Нет, мы варили бедняге кофе, приводили в чувство, выводили из транса и при первой же возможности отправили домой. Думаю, что совсем другого рода служебные отношения в этой среде связаны с тем, что люди слишком часто должны выкладываться — полностью и ненормированно.