Изложенным освещается вопрос о притоке золота и об условиях, регулирующих этот приток. Перейдем теперь к вопросу об отливе или потреблении золота. Потребление имеет две формы, а именно потребление на изделия и потребление для целей денежного обращения.
Сначала мы рассмотрим потребление золота на изделия. Если предметы, изготовляемые из золота, дешевы, т. е. если цены других предметов относительно высоки, тогда относительная дешевизна золотых предметов поведет к увеличению пользования ими и потребления их. Выражая этот факт в терминах денежных цен, можно сказать так: если цены на все другие товары повышаются, если и доходы повышаются в такой же мере, в то время как золотые часы и золотые украшения вообще сохраняют прежние цены, то население будет больше потреблять золотых часов и украшений.
Таковы основания потребления золота в форме товаров. Потребление и потери золота в форме монеты заключаются в ее стирании, в ее потерях при кораблекрушениях и при других случайных событиях. Оно меняется с изменениями количества золота, находящегося в пользовании, и с изменениями в скорости обмена. Подобно тому как производство регулируется предельными издержками того, что производится, так и потребление регулируется предельной полезностью того, что потребляется. Здесь не место входить в обсуждение симметрии, свойственной этим двум предельным величинам, - симметрии, часто упускаемой из вида потому, что издержки обыкновенно измеряются объективно, а полезность - субъективно. Обе величины тем или иным путем измеримы. Субъективный метод является более основным, но он увел бы нас от предмета нашего обсуждения дальше, чем это необходимо и полезно.
Итак, мы видим, что потребление золота стимулируется падением его ценности (его покупательной силы), в то время как та же причина вызывает сокращение производства золота. Покупательная сила денег, завися, таким образом, от игры противоположных сил производства и потребления, поднимается или падает в соответствии с соотношением этих сил в каждый данный момент [Изложенная здесь теория, что ценность золотых слитков и издержки производства золота влияют на цены путем изменения количества денег, представляется единственной, которую экономисты вообще поддерживают. Другого взгляда держится Laughlin, который говорит, что “количество денег, употребляемое как действительное средство обмена, определяет цены не более, чем запись актов в книгу реестров по графству определяет цену земли, продажа которой утверждена в документах, внесенных в книгу”, и что “цена есть меновое отношение между товарами и товаром установленного качества, который является деньгами независимо от того, употребляется ли денежный товар как средство обмена или нет”. См.: Principles of Money. New York (Scribner), 1903.P.317 и 318.].