Взаимодействие. Битва за силу


Чему же обучать дружину, когда она собрана? В первую голо­ву, и нет важнее этого, взаимодействию. Что это такое?

Взаимодействие возможно лишь внутри чего-то между его ча­стями, например, между отрядами внутри дружины, между пол­ками внутри войска, между войсками внутри союза двух или более государств, между отдельными работниками внутри артели, цеха или предприятия.

Но сначала должно быть целое, тогда его части могут быть во взаимодействии. Два государства могут воевать против третьего, не объединяясь в союз, то есть не договариваясь. Тогда между их войсками не будет взаимодействия.

Точно так же, когда союз заключен, но полководцы отказы­ваются его принимать, хотя и признают на словах, между войс­ками отсутствует взаимодействие.

Следовательно, цельность, которая нужна для взаимодей­ствия, не просто звук, не просто имя. Это нечто действительное, способное управлять и объединять. Что это может быть?

Первое, что приходит на ум —. общие цели или, точнее, еди­ная цель, ради которой создается эта общность или цельность. *

Но цели двух государств, как кажется, могут быть одними и теми же, например, разгромить третье государство, а при этом взаимодействия нет.

Значит, одного понятия единой цели еще мало для взаимо­действия или, по крайней мере, оно должно быть очень и очень уточнено и понято одинаково.

На самом деле, если цель действительно едина, то в одинако­вых условиях шаги ее достижения будут одинаковыми для всех соратников.

Иначе говоря, единая цель уже дает возможность для взаимо­действия, но в жизни ее обычно бывает мало. Что ей мешает?

Во-первых, по-разному понимаемые шаги ее достижения. Во-вторых, ложь, скрытые за названной якобы единой це­лью собственные цели. Например, жажда славы, власти или денег. Иногда желание сберечь своих людей за счет больших потерь у союзника, иногда желание, разгромив третьего, ослабить и второго. И так далее, и тому подобное.

Это значит, что единая общая цель работает как основание взаимодействия, только когда она цель конечная. Но если после нее стоят какие-то еще цели, то они начинают подправлять все намеченные действия. И чем ближе к концу, тем вернее уничто­жается взаимодействие союзников, потому что цели, намечен­ные на после победы, оказываются все сильнее. И это надо учи­тывать. Как?

В первую очередь, если речь идет об экономике сообщества, а не о международных отношениях, в том, чтобы не иметь дела с потенциальными врагами или конкурентами, а работать только со своими.

Если это свои, то всегда можно договориться и о главных целях, и о тех шагах, которые к ним ведут. При этом опыт наше­го Училища показывает, что договариваться о шагах, заключать разнообразнейшие согласия придется постоянно.

Это значит, что главный договор на взаимодействие — это не договор о шагах, а договор о возможности постоянно пересмат­ривать договора и передоговариваться каждый раз, когда наруши­лось взаимодействие.

Надо полагать, что именно потребность в очень твердых и определенных основаниях для взаимодействия множества людей заставила древних китайцев стать страстными приверженцами ритуалов.

«О ритуале, как важнейшем основании порядка в природе, обществе и человеке в древнем Китае, ярко свидетельствуют слова Конфуция, запечатленные в классической древнекитайской книге "Ли цзи" ("Книга обрядов", IV-I вв до н.э.):





Содержание раздела