Если речь идет об износе, который называется амортизацией, то главное, чтобы в начале отчетного периода было сделано описание всего, что подлежит амортизации. Далее процент износа определяется по формуле, которая дается в соответствующей фининструкции по исчислению износа. Это значит, что каждый месяц стоимость оборудования снижается на определенный процент, который считается автоматически. Соответственно этому изменяются еще несколько показателей, по которым надо отчитываться. Машина выдавала бы их лучше и точнее человека. Человек тут должен делать лишь точное начальное описание.
Другой случай — материалы и сырье. Скажем, те же заготовки для болтов. Если их куплено 1000 штук в начале периода, то в конце периода мы должны иметь или сумму дохода от продажи всех изготовленных винтов, или все заготовки в наличии, или часть винтов проданных, а остальные в винтах и заготовках. Главное, что ни одна единица подобного сырья не должна просто исчезнуть. Или она в наличии, или же на счету есть документы о ее продаже. Это тоже работа для машины.
Соответственно, так же с любыми материалами и сырьем. Поскольку все превращения сырья расписаны в технологических картах, то лишь путь, который изделие проходит от сырья до денег на счету предприятия, может быть разложен на несколько обязательных шагов и отмечаться в соответствующих таблицах. Это называется учет. И главное тут — вовремя и точно давать описание прохождения изделий сквозь эти шаги и превращения в деньги. Сами же подсчеты опять же автоматически выполнит программа.
Точно так же программа может автоматически начислять зарплату работникам, нужно только вносить в нее сведения об изменениях, вроде больничных, штрафов или повышений.
Получается, что самая трудная часть работы, с которой программа справиться не может, — это описание предприятия как мира. Все остальное она подсчитает сама. И если в нее вовремя вносить данные о новых придумках коварно-заботливых законодателей, то она применит нужные коэффициенты, сделает правильные отчисления и выдаст распечатанный квартальный или годовой отчет без малейшего участия главбуха. Только дайте ей правильное описание и введите вовремя сведения об изменениях условий, то есть отладьте в соответствии с сегодняшним днем.
Что мешает созданию такой программы, которая устранила бы главбухов и нуждалась бы только в бухгалтерах-секретарях, писцах?
Очевидно, сложности двойной бухгалтерии предприятий и сложности с мозгами бухгалтеров и программистов.
Впрочем, может быть, существование честной бухгалтерии и невозможно. Тогда всегда будет нужен человек, который будет решать, какие показатели изменить и ввести в программу искаженными, но так, чтобы полученный отчет был внутренне увязан и выглядел правдоподобным. И тем не менее, создание программы, которая просто жестко увязывает между собой графы отчета и описание предприятия, производя все необходимые подсчеты по формулам, данным в инструкциях, было бы очень полезно для того, чтобы люди могли понять, что такое бухгалтерия.
Кроме того, на мой взгляд, не представляет никакого труда ввести в такую программу набор подсказок о том, как законно показать наименьшую прибыль и тем уменьшить налоги, раз уж это все равно делается предприятиями.