Возможность постановки экспериментов 4


Этот впервые установленный Руссо методологический закон, положивший начало антропологии, помогает преодолеть то, что на первый взгляд можно счесть двойным парадоксом: Руссо, предлагая изучать людей самых далеких, занимался главным об­разом изучением одного самого близкого ему человека — самого себя; через все его творчество последовательно проходит жела­ние отождествить себя с другим при упорном отказе от отожде­ствления с самим собой.

Эти два кажущихся противоречия, составляющие, в сущнос­ти, две стороны одной медали, и являются той трудностью, ко­торую каждый антрополог рано или поздно должен преодолеть в своей работе.

Когда антрополог приступает к своим исследованиям, он всякий раз попадает в мир, где все ему чуждо и часто враждебно.

Он оказывается в одиночестве, и лишь его внутреннее "я" спо­собно поддержать его и дать ему силы устоять и продолжать работу. В условиях физического и морального изнурения, вызванного ус­талостью, голодом, неудобствами, нарушением установившихся привычек, неожиданно возникающими предрассудками, о ко­торых антрополог и не подозревал, — в этом трудном сплетении обстоятельств его "я" проявляется таким, каким оно является в действительности: несущим на себе следы ударов и потрясений его личной жизни, которые некогда не только определили вы­бор его карьеры, но и сказываются на всем ее протяжении.

Вот почему в своей работе антрополог часто избирает самого себя объектом своих наблюдений. В результате он должен научиться познавать себя, смотреть на себя объективно и издали, как если бы то был посторонний человек. И тогда антрополог обращается к этому постороннему, другому человеку, заключенному в нем и отличному от его "я", стремясь дать ему определенную оценку. И это становится составной частью всех наблюдений, которые антрополог проводит над отдельными лицами и группами лиц, над внутренним "я". Принцип "исповеди", сознательно напи­санной или бессознательно выраженной, лежит в основе всяко­го антропологического исследования».

Далее Стросс пишет о методологических различиях между методами Руссо и Декарта, как считается, и создавшего есте­ственнонаучный метод. И пишет так, я считаю, что это прекрас­ное рассуждение должен знать каждый этнограф, антрополог или КИ-психолог. Поэтому я не буду его пересказывать, а приведу целиком:

«Для того, чтобы человек снова увидел свой собственный образ, отраженный в других людях — это и составляет един­ственную задачу антропологии при изучении человека, — ему необходимо сначала отрешиться от своего собственного пред­ставления о самом себе.

Именно Руссо мы обязаны открытием этого основополагаю­щего принципа — единственного принципа, на который могла бы опираться наука о человеке. Однако этот принцип оставался

недоступным и непонятным, поскольку общепринятая филосо­фия основывалась на декартовской доктрине "Я мыслю, следо­вательно, я существую" и была ограничена логическим доказа­тельством существования мыслящей личности, на котором возводилось здание науки физики за счет отрицания социологии и даже биологии.





Содержание раздела