Как бы там ни было, но устройство предприятия вытекает из этого образа общества как его составная часть и прямое продолжение. В нем тоже есть все те уровни извлечения, переработки, перераспределения и управления жизненной силой, что и во всем обществе. И точно так же на низших уровнях даже «самых интеллектуальных» предприятий люди бездумно, по образцам, работают гораздо больше, чем на верхних. Конечно, ставя свой эксперимент, мы вполне можем нарушать многие из правил, по которым все устроено в обществе, если будем делать свое общество и свое устройство предприятий. И мы можем попытаться создать предприятие только из творческих людей. Вот только удастся ли придуманному нами порядку сохраниться и не переделает ли природа человека все на прежний естественный лад через какое-то время?
В любом случае мы можем попытаться сделать устройство, которое будет требовать от работников предельной разумности на всех уровнях нашего предприятия, иначе говоря, основой которого будет искусство думать.
Итак, задача — попытаться сделать разумное устроение предприятия взамен «естественному», то есть такому, какое возникнет само, если о нем не задумываться.
Задача выглядит по меньшей мере странной. Разумное или естественное! Неоднократные попытки переделать человеческую природу приводили пока только к разочарованиям. И самые большие из них — это коммунизм в России и в Азии и фашизм в Европе. Это все знают. Кажется, что это задача безнадежная.
Но с другой стороны, если мы приглядимся, американская экономика и американское общественное устройство рождались как протест эмигрантов из многих стран Европы против жизни на Родине. В каком-то смысле американское процветание — итог общественной и экономической революций или же огромного эксперимента по созданию общества нового типа. Главной отличительной чертой этого эксперимента было то, что он делался «прежними» людьми, то есть людьми с определёнными традициями, на «новом» месте, иначе говоря, там, где не было предыдущего государства, предыдущей истории и традиций. История, традиции, нравственность той среды, в которых разворачивались русский или германо-итальянский эксперименты по изменению общества, безусловно, оказывали своё влияние. Америка была свободна от влияния местной культуры.
Собственные же традиции людей, хранящиеся в памяти самих действующих лиц, оказались хоть и важными, но уступали силе договоров, которые люди были вынуждены заключить перед лицом враждебного мира, который они пришли осваивать.
Это все означает, что далеко не все эксперименты разума против «естественности» обречены на неудачу. К тому же «естественность», о которой мы говорим, — это есть вовсе не соответствие природе — «естеству», а данность: вот так сложилось в человеческом обществе и сложилось плохо из-за большого количества человеческих ошибок и подлостей! Так что никакого противопоставления разума и настоящей естественности я не делаю, скорее всего, наоборот. Если нам удастся сделать разумное устройство своей экономики, то как раз за счет приближения к естественности, которую, правда ещё предстоит понять.
Так в чем же секрет «американской революции»? За счет чего она победила?
Мне кажется, в первую очередь, за счет того, что срезала лишнюю «культуру», то есть знания того, «как надо» в соответствии с традиционными для старых обществ нормами. Так сказать, сделала общество попроще, чем на Родине приехавших. А вместе с этими частями культуры срезала и множество ошибочного и вредоносного, заменив на небольшое количество разумных, а потому всем понятных и всеми принимаемых согласий, вроде общих договоров считать частную собственность священной, уважать чужие права, договариваться... Кроме того, американское общество не перегнуло палку, оно не замахивалось на слишком многое даже в переделке общества, не говоря уж о природе человека. Оно не спешило, а просто жило собственным творением. Так сказать, самосозиданием.