• Для достижения эффекта "кривой обучения", или эффекта "функционирующего предприятия", который состоит в следующем: если собственник является еще и менеджером фирмы, то новому владельцу для эффективного управления новым бизнесом придется учиться у него ведению дел. Если же собственник менеджером не является, то при продаже бизнеса опытный менеджер продолжает работать на предприятии, но уже на нового владельца.
Отделению функций управления фирмы от собственности больше всего способствует корпоративная форма организации бизнеса, поскольку она допускает довольно частые изменения собственников (путем перехода прав собственности на акции) без нарушения нормальной деятельности фирмы.
Контрольный вопрос 1.5. Почему менеджерам корпораций следует пользоваться не правилом максимизации прибыли, а правилом максимизации богатства акционеров?
ОТВЕТ. Существует две фундаментальные проблемы при выборе правила максимизации прибыли, причиной которых является нечеткость временных и вероятностных критериев.
• Если производственный процесс состоит из нескольких временных отрезков, то на каком именно из них должна быть максимизирована прибыль?
• Если будущие доходы или расходы — показатели неопределенные, то каково значение понятия "максимизация прибыли", если сама прибыль является вероятностной величиной?
Контрольный вопрос 1.6. Каким образом наличие эффективно функционирующего фондового рынка способствует отделению прав собственности на фирму от управления ею?
ОТВЕТ. При отсутствии фондового рынка менеджерам потребуется такая информация, на приобретение которой необходимы немалые средства (если ее вообще возможно купить), в частности, — сведения о богатстве, предпочтениях и других инвестиционных возможностях собственников.
Контрольный вопрос 1.7. Почему угроза поглощения фирмы способствует разрешению противоречия между интересами ее собственников и менеджеров?
ОТВЕТ. Менеджеры знают, что если им не удастся обеспечить максимальные показатели курса акций фирмы, то она станет объектом для поглощения, в результате чего они могут потерять работу.