модели "вальдо"



Вальдо — персонаж из мультфильма — стал особенно популярен в последние годы. Его можно видеть повсюду: в книгах, на плакатах, в головоломках. Появилась даже игра под названием "Найди Вальдо". Ее создатель, Мартин Ханфорд, придумал непростую задачу: отыскать Вальдо среди сотен других персонажей из мультфильмов. Найти его непросто, поскольку он притаился в самом укромном уголке картинки. Но уж если вы его отыскали, то местонахождение Вальдо становится очевидным. Эта игра напомнила мне то, чем я занимался всю жизнь: отыскивал на графиках скрытые от глаз, затененные хаотичным движе­нием цен ценовые модели. Как только я понимал, что именно надо искать, задача существенно упрощалась. По аналогии, я назвал подоб­ные ценовые модели моделями Вальдо. Не вдаваясь в подробные объяснения, как именно возникают модели Вальдо, я кратко опишу их и расскажу о некоторых особенностях их интерпретации. Я предлагаю читателю самостоятельно изучить модели Вальдо и определить, какую роль они могут сыграть в его торговой программе. Независимо от того, на каком рынке вы работаете — акций, фьючерсов или наличности, — эти модели должны передавать сходную информацию.

Когда я делал первые шаги в инвестиционном бизнесе, я познакомился со всеми общепринятыми рыночными инстру­ментами, индикаторами и методиками. Чтобы полностью ов­ладеть традиционными системами технического анализа, мне потребовался год интенсивного обучения. На бумаге теория казалась безупречной, трудности возникали тогда, когда я пытался применить ее на практике. Поэтому я и занялся собственными исследованиями, не жалея для этого ни сил, ни времени. Выводы оказались неожиданными: выяснилось, что наиболее популярные и распространенные рыночные модели часто означают прямо противоположное тому, что написано в учебниках. Это открытие несколько поколебало мою веру в мудрость коллективного разума, и я продолжил собственные исследования в области рыночных стратегий. Длительный процесс самообразования помог мне сформулировать следую­щие принципы, которых я придерживаюсь и поныне:

1. Большинство аналитиков полагают, что истинное по­вышение цен должно сопровождаться повышением объема торговли. Хотя в некоторых случаях большой объем действительно можно рассматривать как под­тверждение роста цен, мои исследования показывают, что это не всегда так. Например, подъем цен после образования ценовой впадины вызывает у меня больше доверия, если он сопровождается незначительным объ­емом торговли, поскольку обычно это свидетельствует о недостаточном предложении. Я не слишком верю трей­дерам, утверждающим, что они правильно совершили покупку на уровне абсолютного ценового минимума. Все это слишком напоминает рыбацкие байки. Мой опыт подсказывает, что впадины возникают тогда, когда про­дажу совершает последний продавец и в отсутствии желающих продать цена начинает двигаться в горизон­тальном направлении или вверх. Обычно, если рост цен после появления нового ценового минимума сопровож­дается большим объемом торговли, то этот рост связан с закрытием коротких позиций и потому является недол­говечным. В сущности, в такой ситуации образуется ценовой вакуум, в котором падение цен, как только оно возобновляется, происходит еще быстрее. Это связано с тем, что преждевременные покупки быстро истощили резервы покупателей и в то же самое время увеличили число потенциальных продавцов. Подобные кратковре­менные всплески цен, вызванные закрытием коротких позиций, как правило, характеризуются особой стреми­тельностью.

Многие трейдеры, анализируя перспективы текущего повышения цен, ориентируются на ценовые максимумы, зарегистрированные некоторое время тому назад. Ри­чард Рассел из компании "Доу Фиэри Форкаст" несколь­ко лет тому назад сделал по этому поводу весьма ценное наблюдение, которому я следую и поныне. В тот период внимание трейдеров привлекал пик промышленного ин­декса Доу-Джонса, зарегистрированный несколько меся­цев тому назад. Рынок шел вверх: при этом объем торговли был чрезвычайно большим. Вопреки всеобщему мнению, Рассел заметил, что 1) движение цен должно встретить сильное сопротивление в связи с высоким объемом торговли и 2) скорее всего, цены остановятся и развернутся до того, как произойдет прорыв какого-либо из предшествующих ценовых максимумов. Он ока­зался прав. Я провел собственное исследование и при­шел к выводу, что идеальная ситуация возникает тогда, когда цены растут, а объем незначителен, что означает недостаточное предложение при приближении к уровню ценового пика. Если ценам удается преодолеть уровень пика, то следует ожидать существенного увеличения объема торговли. На то есть, главным образом, две причины. Во-первых, на уровне старого ценового пика или выше него начинается активное закрытие коротких позиций, а также вступают в действие приказы стоп-досс на покупку. Во-вторых, трейдеры, следующие за тенден­цией, как правило, открывают позиции на уровне цено­вого пика или выше него. Вот почему я считаю, что в случае истинного повышения цен объем торговли дол­жен резко увеличиваться после прорыва ценового пика, а не до него. Все выше сказанное в полной мере относится к динамике цены и объема торговли в случае, ковда происходит понижение цен и необходимо оценить вероятность прорыва уровня предыдущей ценовой впа­дины.

Содержание раздела