У человека без чувств, в сотоянии обморока, существует полусоюз. О человеке в обморочном состоянии нельзя сказать, что он бодрствует, так как он не осознаёт внешних объектов своими чувствами. Человек, вернувшийся в себя из обморока, говорит: Как долго я ничего не сознавал.
Я был погружён в полную темноту.
Бодрствующий человек держит своё тело прямо, а тело человека в обморочном состоянии валится на землю. Он не мёртвый, так как продолжает дышать и сохранять тепло.
Если ему брызнуть в лицо холодной водой, он постепенно вернётся в сознательное состояние.
Человек без чувств нередко дышит долгое время. Его тело дрожит. Его глаза пристально смотрят и широко раскрыты.
Лицо спящего человека спокойно. Его дыхание регулярно. Его глаза закрыты.
Его тело не дрожит. Вы можете пробудить человека ото сна, слегка подёргав его за руку. А человека, находящегося в обмороке, нельзя разбудить даже ударом палки.
Обморок вызван ударом по голове, а сон - утомлением.
Бессознательное состояние, с одной стороны, наполовину принадлежит к глубокому сну, а с другой стороны - наполовину к смерти. Если остаётся работа для души, речь и ум возвращаются; если новой работы не осталось, дыхание и тепло уходят из него.
Поэтому те, кто знает Брахмана, говорят, что обморок - это полусоюз.
Турия является тем состоянием, в котором Атма является свидетелем существования вышеупомянутых трёх состояний, хотя он находится в себе без (своего) существования и несуществования, и во время которого он является одной непрерывной Чайтаньей (сознательностью). И та Чайтанья связана с тремя состояниями, хотя она чистая и без трёх состояний.
Вам известно состояние бодрствования. Вам известно отсутствие бодрствующего состояния во сне и в глубоком сне. Следовательно, вы не являетесь бодрствующим состоянием. Оно совсем вам не принадлежит.
Оно принадлежит грубому телу. Вы - свидетель бодрствующего состояния, подобно тому, как вы являетесь свидетелем этого стола и стула.
Вы совершенно отличны от бодрствующего состояния.
Вы также знаете отсутствие сонного состояния в состояниях бодрствования и глубокого сна. Следовательно, вы не являетесь состоянием сна. Оно вовсе вам не принадлежит. Оно принадлежит тонкому телу. Вы являетесь свидетелем состояния сна, как и свидетелем этого стола и стула.
Вы совершенно отличны от состояния сна.
Вы знаете состояние глубокого сна. Вы также знаете отсутствие состояния глубокого сна в состояниях бодрствования и сна.
Следовательно, вы - не состояние глубокого сна. Оно вовсе вам не принадлежит. Оно принадлежит причинному телу.
Вы - свидетель состояния глубокого сна, так же как свидетель этого стола и стула. Вы совершенно отличны от состояния глубокого сна.
Следующий благословляющий стих, которым Шри Шанкара начинает свой уникальный мастерский комментарий к Мандукхья Упанишаде, содержит сущность учения Веданты, основанной на этом непревзойдённом методе Авастх:
Я поклоняюсь тому Брахману, который, испытав грубое, пронизывая все объекты своими лучами - неизменной чувствительностью, - вечно присутствует в разнообразии подвижной и неподвижной вселенной; и после сделанного опять переваривает в себе все творения внутреннего органа знания, движимого Кармой и Авидьей; сладко спит, вызывая осуществление для нас через иллюзию; и который является четвёртым (в чём три - грубое, тонкое и причинное - содержатся вместе), хотя он вечно один, блаженствующий без начала.
Пусть тот, который четвёртый, который имеет Вират, испытавший могущественные результаты невежества и привязаннности, а также тонкое, вызванное к жизни внутренним органом знания и просвещённый своим собственным светом; и, наконец, несущий в себе все эти степени; пусть этот, который один, безграничный, не различающий и без особенности, защитит нас.
Западные философы не рассматривают 3 состояния сознания: бодрствование, сон и глубокий сон. Они изучают только опыт состояния бодрствования.
Поэтому их философия не полна и несовершенна. Эти 3 состояния должны рассматриваться как целое. Они заключают в себе полный или весь опыт человека. Состояние сна такое же реальное, как бодрствование.
Состояние глубокого сна ещё более реальное, поскольку Джива находится в тесном контакте с блаженствующей реальностью (Брахманом) и наслаждается высшим Блаженством Брахмана. Это не отрицательное состояние, как считают некоторые люди.
Существует лишь Моха Аджнана - тонкое покрывало невежества между Дживой и Брахманом. Если этот покров также устранён, получается опыт сверхсознания, и ученик сияет в первоначальной славе Брахмана.
Те счастливые мудрецы, которые действительно осознали Атмана как свидетеля трёх состояний, через постоянную и упорную Садхану, действительно являются освобождёнными Джнани. Они должны почитаться всеми, поскольку являются Самим Брахманом.
4.2.1. Три Авастхи
В Свапне человек становится Королём, наслаждаясь всеми удовольствиями, какие только можно пожелать; потом его поражает враг, он отправляется в лес и практикует аскетизм. Затем ему снится, что он - нищий. Полчаса ему снится, что он жил около 80 лет. Ему снится, что его укусила змея и он умер. Он в страхе открывает глаза и узнаёт, что всё это лишь сон.
Подобно тому, как в состоянии бодрствования он не воспринимает вещи, которые он видит во сне, точно так же мудрец не воспринимает вселенную, когда получает знание о Брахмане.
Как только вы просыпаетесь, сон становится нереальным. Состояние бодрствования не существует во сне. Сон и бодрствование не присутствуют в глубоком сне.
Глубокий сон не присутствует во сне и в бодрствующем состоянии. Следовательно, все эти 3 состояния нереальны. Они вызваны тремя качествами: Саттвой, Раджасом и Тамасом. Брахман или Абсолют является молчаливым свидетелем трёх состояний. Он превосходит также эти три качества.
Это чистое блаженство и чистая сознательность. Это существование Абсолюта.