ТЕОРИЯ
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ ХРИСТИАНИНА
Необходимо понять, что йога йоговские позы и в особенности дыхательные упражнения непроизвольно высвобождает большие количества энергии. И я не собираюсь удивить вас, подчеркнув, что именно здесь кроется ее опасность. Собственно говоря, если эта энергия не находит выхода или, точнее, если она не расходуется на развитие высших способностей души и духа, то существует риск, что она превратится в препятствие, в фактор, ведущий к недостатку равновесия; кроме того, побудив йога уйти в себя, эта энергия может породить в нем или выпустить наружу нежелательные комплексы.
Подумайте о совершенном целомудрии или вечной девственности. Эти добродетели несут в себе явно позитивный аспект. Они высвобождают в тех, кто их практикует, большие силы, которые должны найти в себе то или иное применение, какую-нибудь возможность использования, на духовном плане (в случае с монахами) или в сфере филантропии (в случае со священниками и деятельными монахами). Если не контролировать эти силы и не придавать им должной направленности, они могут расстроить, дезорганизовать внутреннюю жизнь девственника или девственницы.
Та же самая опасность подстерегает йога, который практикует эту систему без намерения облагородить свою жизнь или устремления к духовным и религиозным реальностям.
Мы должны перевернуть изречение «Если приемлешь цель, приемлешь и средства» я прочесть его таким образом: «Если приемлешь средства, значит приемлешь и цель». Отсечь Йогу от ее духовной цели значит забыть о ее происхождении (а у нее, как мы уже знаем, религиозные корни), но прежде всего при этом возникает опасность, и очень серьезная что энергия, вторую неизбежно высвободят занятия йогой, обратится против нас самих. Из этого следует, что каждый адепт должен быть мистиком, устремиться к вершинам созерцания.
Достаточно, если он имеет намерение проявлять больше великодушия и мужественности, исполняя свой повседневный долг человека, мужчины и более тогохристианина.
Долг христианина... как представляется, польза йоги здесь довольно очевидна. За счет совершенно естественных феноменов йога окружает своих адептов атмосферой, которая на редкость благоприятна для проявления евангельских добродетелей. Она успокаивает чувства, смиряет страсти и делает мягче манеры; в то же время она ведет к безмятежности, довольству жизнью и самообладанию.
Доказано, что она располагает к терпимости, доброте, уважению к ближним. Широка ли пропасть между таким умонастроением и идеалами Блаженства? Нет, конечно же нет!
Тем более стоит потрудиться, чтобы перекинуть через нее мрет!
У меня имеются «Йога для всех» Десмонда Данна (Лондон, 1951), «Йога для себя» и «Йога для женщин» Эдуарда Лонга (Париж, 1960), «Вечная молодость, вечное здоровье» Индры Деви (Лондон, 1955). Великолепные книги, но с одним недостатком: прагматической философией, которая провозглашает целью совершенствование человека через действие исключительно материальных сил. Такие подзаголовки, как «Жить лучше, жить дольше», «Ради здоровья, красоты и счастья» и «Избавьтесь от недугов» ясно указывают на приземленные, почти что языческие тенденции предложенных методов.
Другие книги имеют сомнительную эзотерическую направленность.
Результаты? Мираж! Человек двадцатого века, ошеломленный лихорадочным темпом современной жизни, часто, слишком часто ищет в йоге убежища от действительности. Он хочет, чтобы различные йоговские позы подарили ему несколько мгновений покоя, когда можно быть собой, без давления рекламы, идеологии и прочих негативных воздействий, которым он подвергается на работе. И таким образом ежедневные получасовые занятия йогой являются для него не более чем передышкой в ходе обычной житейской суеты.
В таких случаях от ученика чаще всего требуются мучительные усилия, вначале чтобы убежать от реальности, а затем, когда удастся изолировать себя от окружающего мира, чтобы вновь приспособиться к повседневной жизни.
Иные желают большего: они надеются, под надежным руководством эзотерических учебников, приобрести сверхъестественные возможности, какие приписываются индийским йогам.22 Эти также заканчивают разочарованием, поскольку простое дыхание по правилам и выполнение необычных поз не приводит к той магической трансформации, на которую они рассчитывали.
И все же йога открывает в этом плане неисчерпаемые возможности перед заранее подготовленным сердцем. Йог, великодушный га» природе, будет более восприимчив к зову свыше. Во многих отношениях освобожденный от цепей, раскрепощенный йог будет белее податлив, более открыт внушениям Святого Духа.
Научившись терпению и стойкости, он яснее расслышит призыв к покаянию.
Йога может также особым образом помогать во время молитвы, способствовать молитвенной благодати.
Заметьте прежде всего, что йога подготавливает к участию в церковном ритуале. Христианский йог, больше других знающий о единстве человеческого состава, предается Богу всем своим существом (телом, душой и духом). Он принимает и чувствует, как позы тела влияют на состояние души.
Имея опыт немой уединенной молитвы, йог лучше прочих знает; как вести себя во время общих молитв и славословий, когда требуется пустит в ход все выразительные способности-плоти. Коленопреклонения, простертая поза, телодвижения всех собравшихся в церквикатолик, практикующий йогу, -будет стремиться к тому, чтобы все это исполнялось подобающим образом. Йог инстинктивно понимает, что такое «правильно выполненное коленопреклонение свободного человека» (по выражению Пеги). Он лучше, полнее повторит жесты священника у алтаря или, если потребуется, монахов на хорах.
Находясь в одиночестве или занимаясь на коврике, йог спонтанно примет ту позу, которая полностью отражает движения души.
«Тишина? Быть может, вы думаете, что тишина это отсутствие звуков, звуковая пустота? Но разве не является она, с другой стороны, духовной наполненностью?»24 Один йог, комментируя зги слова отца Пуселя, пишет: «Я. сам ощутил это однажды утром, когда предавался очень глубокой медитации, бес словно, беззвучно и без малейшего шума. Однако душа нашла для себя способ выражения.
Неконтролируемые, непроизвольные жесты до конца отразили полноту моей души».
Тишина не тождественна молитве, однако молитва, в особенности молитва созерцательная, нуждается в тишине? в некотором смысле отделяется тишиной, ниспосланной свыше или изошедшей из сердца человека, который находится в состоянии покоя. Если человек сможет отвлечься от потока суетных мыслей, от круговорота житейских забот и тревог; если он сумеет очисти» «вое внутреннее существо от ненужных наслоений, оставленных сознательной и бессознательной деятельностью, то он испытает «мир, лежащий за пределами понимания». Этот мир проникнут мыслью, не выраженной слотами, что мы живем, перемещаемся и существуем в Боге Авраама, Исаака и Иакова, породившем Господа нашего Иисуса Христа, что «мы Его дети» (Деяния апостолов, 1729), что На всё, а мы ничто, пока Он не наполнит нас, пока мы не предадим себя Ему. В сущности, благодать, пребывающая в нас н делающая самое глубинное из наших «я» Богом, красноречива и активна.
Если мы чисты н независимы от чисто человеческих ценностей, в том числе мыслей (логического мышления), если мы умеем избежать увлекающего нас потока я идей, которые вынуждают нас жить в каком-либо определенном окружении, если мы можем изолировать себя от мира, мгновение иди несколько мгновений жить сами по себетогда затаенная реальность, которая делает нас тем, кем мы являемся, то есть христианами, непременно проявит свое присутствие и заговорит в нас.