ПУТЬ ЙОГИ


ПУТЬ ЙОГИ
Слово «йога» вызывает разные образы в обыденном представлении людей. Некоторые ассоциируют йогов с отшельниками, одетыми в желтую одежду, с телом, посыпанным пеплом (вымазанном в золе), бредущими от селения к селению с чашей в руке для милостыни, сидящими со скрещенными ногами на вершине горы или на берегу священной реки. Карикатуры изображают йогина, сидящего на ложе из гвоздей, выполняющего трюк «индийский канат» или шагающего по воде. На других картинах он — колдун, пьющий уксус или глотающий куски стекла. Давайте же теперь посмотрим, что такое йога на самом деле.
Определение йоги
Слово имеет своим корнем санскритское слово «йюдж», что означает «слиться», «присоединиться» или «объединиться». Йога — это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой обостряют способность к различению (viveka khyaty) и ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью одними лишь функциями интеллекта. Изучение йоги дает возможность достичь состояния чистого сознания и реализовать внутреннюю сущность.
Йога освобождает от повседневных забот и расстройств, вызванных неустойчивостью (колебаниями) ума. Йога придает ясность и способность владеть собой в пору противоречий повседневности. Это — искусство познания самого себя и познания абсолютной (вечной) истины. Йога — это изучение функций организма, ума и интеллекта в процессе достижения свободы. Это — опыт самостоятельного обретения знания, а не результат книжной науки, препираний с логикой или теоретической аргументации.
Йога — это философия, образ жизни, при котором искусство объединяется со знанием.
Вот как Кришна наставлял Арджуну:
Только знание йоги дает возможность просвещенному, чей ум невозмутим, отличать добро от зла и умело управлять течением своей жизни.
(БГ II.50)

Йога учит выполнять свой долг без мысли о воздаянии; быть вовлеченным в события повседневности и оставаться внутренне безучастным; действовать правильно и стать свободным от этой жизни.
Искусство ли йога?
Жить — это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, йога — искусство. Она возвышает мысли и дает возможность успешно преодолевать трудности жизни и сохранять при этом самообладание; йога учит направлять усилия для достижения цели в жизни; воспитывает дружелюбие, способность к сосредоточению, почтительность, удовлетворенность судьбой, радость и готовность отказаться от несущественного; прививает хорошие привычки, чувство справедливости, умение вести праведную жизнь. Йога — целенаправленное действие для достижения полного освобождения.
Йога как наука
Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и психическое здоровье и силу. Только тогда, когда достигнуто равновесие между телом и духом, можно достичь самореализации. Наука йоги учит, как достичь подобной гармонии, следуя искусной и стройной системе.
Йога как философия
Человек — существо во власти эмоций. Ум, как и тело, подвержен воздействию печали и радости, позора и славы, неудачи и успеха. Садхака, воспитывая в себе равнодушие к конфликтующим эмоциям, свободен от подобного дуализма. Йога — это философия, которая учит достижению внутреннего равновесия и сохранению самообладания как по отношению к радостям, так и по отношению к переменам судьбы. Это — философия, которая, отвращает йогина от материального мира, направляя к духовному, к поиску истины — к исследованию природы бытия.
Определение Патанджали
Великий мудрец Патанджали определил йогу как yogascittavrtti nirodhah, что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Как волнующаяся поверхность реки дает расплывчатое отражение луны в воде, так и колеблющийся ум не может правильно отражать состояние души. Лишь ясный ум отражает душу. Для самовыражения (самореализации), для того, чтобы добиться успокоения, колебания ума должны быть устранены.


Что такое читта?
Обозначающий сознание термин «читта» применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из разума, интеллекта и эго. Сознание — это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону физического, оно рассеивается в погоне за удовольствиями. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Между физическим и духовным началами существует своего рода натянутый канат (tug-or-war), когда каждая сторона как бы тянет сознание к себе. Исход зависит от того, какая гуна преобладает в том или ином состоянии — саттва, раджас или тамас.
Для состояния, вызванного преобладанием саттвы, характерны просветленность сознания, спокойствие, самообладание и ясность.
Раджас-гуна делает человека активным, энергичным, напряженным и целеустремленным.
Тамас-гуна повергает человека в апатию, инертность и неведение.
Пять проявлений сознания
Читта, или вещество сознания, состоит, как выше было сказано, из трех основных свойств, присущих саттве, раджасу и тамасу. Состояние психики и ее изменения зависят от того, какие гуны преобладают в данном случае. Имеется пять следующих видоизменений состояния:


прамана (очевидность) проверяется восприятием пятью чувствами и сознанием; к прамане ведут три пути: пратьякша (или непосредственное восприятие), анумана (или умозаключение) и агама (или откровения священных писаний);
випарьяя — неправильное видение или ошибочное знание, например когда в темноте змею принимают за веревку;
викалпа — это результат игры воображения или иллюзорное представление, внушенное словесными формулировками, не имеющее реальной основы; например, бесплодная женщина, воображающая, что у нее ребенок;
нидра — состояние сна;
смрити — память.
Эти пять состояний (вритты) сознания отражают наш контакт с материальным миром и делают нас экстравертами. Другими словами, здесь преобладают свойства раджас- и тамас-гун. Когда преобладает саттва, сознание обращено внутрь; тогда в человеке изобилуют доброта и чистота.
Йога учит нас сдерживать все пять вритт и вести духовную жизнь.
Контроль над колебаниями сознания
Патанджали предлагает двойной способ контроля над колебаниями сознания:
abhyasa-vairagyabhyam tannirodhah
Это (I) изучение, или практика и (II) отсутствие мирских желаний.
(I) abhyasa (абхьяса) — занятия, или практика
Поэт Вьяса сказал:
Знание недоступно тем, кто предается удовольствиям,
и в удовольствиях отказано тем, кто учится.

В йоге нельзя ничего добиться без суровой практики. Без нее не достичь чистоты тела и ума, невозможно держать под контролем колебания сознания. Плоды материального мира не добыть без постоянных усилий; для самопознания требуется в тысячу раз больше усилий. Дисциплинированная практика имеет моральную, физическую, умственную и духовную стороны. У Патанджали сказано:
Эта дисциплинированная практика должна быть длительной, непрерывной и сопровождаться преданностью и уважением; только так можно подготовить основу, или почву.
(ПЙС I,14)

(II) vairagya (вайрагья) — отсутствие мирских желаний:
Совершенство достигается не ношением желтой одежды и не в беседах;
но оно несомненно достигается действием и постоянной практикой.
(ХЙП I,66)

Ключ к успеху — в усердии. Вайрагья, или отсутствие мирских желаний, может быть достигнута контролем за чувствами, выполнением обязанностей без мыслей о вознаграждении и проявлением доброты и чистоты в поступках. Постоянная практика и отсутствие мирских стремлений находятся во взаимной зависимости — они подобны крыльям орла. Но успешный полет получается только при правильной координации движений крыльев.
Аштанга йога — восемь ступеней йоги
Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к самореализации:
Патанджали следующим образом определил восемь ступеней:
яма — поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина;
нияма — отношение к самому себе, или личная дисциплина;
асана — практика поз для физической дисциплины;
пранаяма — контроль за дыханием, или дисциплина ума;
пратьяхара — воздержание, или дисциплина чувств;
дхарана — сосредоточение;
дхьяна — медитация;
самадхи — самореализация.
Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Подобно тому как солнечные лучи преломляются, образуя спектр, так и йога делится на восемь сплетающихся друг с другом компонентов.
Что касается людей, которых не привлекает духовный аспект йоги, то они могут обратиться к ней ради ее оздоровительного эффекта. Здоровье тела и духа важно для всех людей, то ли добивающихся успеха в мирской жизни, то ли стремящихся к самореализации. Йога дает равную возможность самовыражения как верующему, так и атеисту или агностику. И в самом деле, не один атеист или агностик стали верующими — двери йоги открыты для всех. Даже саньясины, отвернувшиеся от мира, могут извлечь пользу из йоги, так как здоровье и душевное равновесие необходимы всем. Каждому, кто стремится к физическому благополучию, душевному спокойствию и сосредоточенности, йога предоставляет то, чего он добивается, и приносит всем удовлетворение.
Великий Патанджали говорит: «Изучение восьми разделов йоги ведет к очищению тела, духа и разума; факел знания продолжает гореть, и проницательность пробуждается» (ПЙС II,28).
Шаданга йога — шесть сторон йоги
В Йога Сутре Патанджали йога описывается как система, состоящая из восьми частей. Однако в некоторых Упанишадах йога представлена как состоящая из шести частей. В Амританада Упанишаде встречается следующая строфа:
Дисциплина чувств, медитация, контроль за дыханием, сосредоточенность, логика и самореализация — вот шесть ветвей йоги.
(6.Й.Уп.)

В Йогачудамани Упанишаде шесть частей йоги перечисляются следующим образом:
Асаны, контроль за дыханием, дисциплина чувств, сосредоточенность, медитация, самореализация — вот шесть частей йоги.
(2.Й.Уп.)

Однако эти тексты также подчеркивают, что для достижения самадхи, стадии яма и нияма (социальная и личная дисциплина) считаются необходимыми предпосылками, а также асаны, такие, как падмасана и свастикасана. Поэтому, хотя речь идет о шестичленной йоге или шаданга, обе дополнительные стадии подразумеваются как часть предмета, и между аштанга и шаданга нет значительной разницы.
В чем же заключено главное различие между обеими системами?
Шаданга предназначена для небольших групп — в специальных школах и монастырях, — обязанных придерживаться установленных правил и поэтому не нуждающихся в особых предписаниях относительно ямы и ниямы. Патанджали вместе с тем излагает целую философскую систему для каждого в отдельности и не ограничивается какой-либо группой. Поэтому он приводит тщательно разработанные инструкции: какую следует вести жизнь и как достичь физического и душевного равновесия посредством определенных правил поведения в целях приобретения духовного блаженства.
Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Ищущему (the seeker) следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит читателю лучше понять, в чем состоит тройной поиск:

Прежде чем перейти к рассказу о всех восьми аспектах йоги, рассмотрим суть тройного поиска. к оглавлениюдалее


Содержание раздела