ПРЕДИСЛОВИЕ
Йегуди Менухина
Практика йоги воспитывает важнейшее чувство меры и пропорции. Применяя ее к своему собственному телу, нашему первому инструменту, мы учимся играть на нем, извлекая максимум звучания и гармонии. С неослабным терпением мы культивируем и одухотворяем каждую нашу клетку, ежедневно вновь берясь за этот труд, раскрывая и высвобождая способности, которые иначе не нашли бы выхода и были бы обречены на гибель. Каждый нефункционирующий участок тканей и нервов, мозга и легких - это вызов нашей воле и целостности. Если мы не услышим его, он может стать источником краха и смерти. Те, кто имел честь общаться с г-ном Айенгаром или восхищаться точностью, изяществом и красотой его мастерства, получили возможность созерцать человека в первозданном совершенстве и чистоте - безоружного и не знающего стыда, каким его создал Бог-Творец, каким он - сын Бога - был в саду Эдема. Древо познания породило действительно множество разнообразнейших плодов, сладких и горьких, ядовитых и полезных, - в зависимости от того, как мы пользуемся ими. Но разве наше время не обязывает нас особенно тщательно растить его и питать его корни? И потом - ведь знания опасны для тех, кто, будучи не в ладу сам с собой, предпочитает применять их для управления другими людьми и предметами, вместо того чтобы улучшать и совершенствовать самих себя. Занятия йогой в течение последних пятнадцати лет убедили меня в том, что наше отношение к жизни почти всегда имеет физические соответствия в нашем организме. Так, всякое сравнение и критика должны начинаться с выравнивания левой и правой стороны нашего тела до такой степени, когда станут возможны даже более филигранные уточнения; так, сила воли побудит нас начать с вытяжения тела от пальцев ног до темени, борясь с силой притяжения. Стремления и честолюбие начинаются, пожалуй, с ощущения веса и скорости, порождаемого свободно раскачивающимися конечностями, а не с длительного балансирования на одной стопе, обеих стопах или кистях рук, которое приносит устойчивость. Упорство воспитывается вытяжением тела в различных позах йоги в течение нескольких минут подряд, а покой приходит со спокойным равномерным дыханием и расширением легких. Сознание непрерывности и ощущение всеобщности приходят с пониманием неизбежного чередования напряжения и расслабления в вечных ритмах, подчиняясь которым, каждый вдох и выдох образуют один цикл, волну или вибрацию среди бесчисленных мириад, составляющих вселенную. А какова альтернатива этому? Обиженные и ожесточенные, проклинающие существующий порядок вещей, увечные, критикующие праведных, властолюбцы, пресмыкающиеся в мечтах о главенстве, - трагическое зрелище изливающих свое раздражение и неустойчивость в глумлении над другими. Йога, как ее осуществляет г-н Айенгар, - это жертвенное посвящение: человек возлагает на алтарь самого себя, себя одного, чистого телом и умом, сосредоточив внимание и волю, возлагает непосредственно и чистосердечно - не жертву для всесожжения, а просто самого себя, поднявшегося предельно высоко в собственном развитии. Этот метод идеально приспособлен для предотвращения душевных и физических болезней, для общего укрепления тела, что неизбежно развивает чувство уверенности в себе и в своих силах. По самой своей сущности он неразрывно связан с вселенскими законами: ведь уважение к жизни, правдивость и терпеливость необходимы для ровности дыхания, спокойствия ума и твердости воли. В этом заключаются нравственные ценности, присущие йоге. Поэтому она требует полной отдачи, беспредельных усилий, захватывающих и преобразующих все существо человека. Тут нет места механическому повторению, фальшивым заверениям, как бывает при благих решениях и формальных молитвах. Йога по самой своей сущности - это живое действие в каждый момент нашего существования. Я надеюсь, что "Прояснение йоги" г-на Айенгара даст возможность многим последовать его примеру и стать учителями, в которых так нуждается человечество. Если эта книга поможет распространению этого основополагающего искусства и обеспечит его практику на самом высоком уровне, я буду глубоко благодарен за то, что имел возможность участвовать в ее представлении читателям. Лондон, 1964