Сверхсознание



Ученым не приходилось до сих пор проводить подобных исследований, когда глубокий сон мог совмещаться с осознанием переживаемого момента. Это явно свидетельствовало, что ученые столкнулись с великим открытием - турия, о которой так упорно твердят древнейшие тексты йогов, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ, как проявленный факт, а не Феномен веры. Ученые воочию убедились, что природа сверхсознания действительно включает в себя все возможные состояния сознания: и бодрствования, и поверхностный сон и сновидение.

Иными словами, одновременное взаимодействие сознательности, подсознания и бессознательности вполне возможны. Таким образом, максимальное расслабление всех психофизических процессов в организме неизменно приводит к интеграции сознания как такового и к просветлению личности.

По существу, люди, достигшие такого состояния, НЕ СПЯТ. Им знакомо лишь состояние бытия, которое неизменно, независимо от того, сон ли это или бодрствование.

Они постоянно пребывают в состоянии турий, в йога нидре. Стало ясно, что т.н. "универсальный ум" или сверхсознание можно постепенно развить и укрепить при помощи таких эффективных технологий, как йога нидра и медитация. Так прежде таинственный и неприступный мир бессознательного сдает свои позиции, которые теперь определяются, как сверхсознание.

Этот постепенный процесс просветления личности и освобождения от ига "таинственных" сил и называется самореализацией, кайваль-ей, мокшей или самадхи.
Сверхсознание

Итак, если в прошлом сверхсознание определялось, как нечто имеющее отношение к мистике или религиозному переживанию, то теперь за сверхсознанием закрепился термин "физиологическая реальность". Современный психолог Карл Юнг определил сверхсознание, как "погружение в коллективное бессознательное".

Новейшие исследования в области парапсихологии, пси-феноменов и психотроники подтвердили, что "универсальный ум" действительно существует.
РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЕРХСОЗНАНИЯ
Возможности йога нидры не ограничиваются только освобождением от стрессов и глубокой релаксацией, что уже само по себе немаловажно для физиологического отдыха организма. Уже доказано, что йога нидра значительно повышает эффект обучаемости, как таковой, процесс усвоения происходит быстрее и основательнее, почти спонтанно, без особых усилий и независимо от возраста.
Иногда некоторые дети хотели бы научиться чему-либо, но их ограниченные умственные способности весьма препятствуют этому достижению. Однако, при помощи йога нидры они смогут усваивать труднодостижимое для сознания при помощи подсознания.

Ребенок, практикующий йога нидру, сам будет удивлен тому, как он быстро и без особых усилий со своей стороны решил недавно неразрешимую проблему: он начинает легко справляться с математическими задачами и теми уроками, над которыми он раньше затрачивал много сил.
Йогическая система обучения

Знание человек может получать различным образом. Существует много методов и систем обучения и наиболее распространенным является обучение в школе, т.е. система поощрений, когда ставится хорошая отметка, и система наказаний, когда выставляется отметка плохая. Ясно, что данная система может претендовать на систему учебы, но отнюдь не на единственную систему обучения^
Подлинное образование предполагает преобразование всего ума. Все реформы народного образования по существу так и не достигли этой важнейшей цели образования.

Процесс обучения застрял на уровне увеличения информации, анализа этой информации и сохранения в памяти.
Существует, однако, Йогическая система образования, которая предпочитает спонтанный способ усвоения, для которого не требуется особенно напрягать умственные способности, т.к. подключается иной, подсознательный, канал.

С момента рождения человек постоянно получает те или иные впечатления, которые чаще всего поглощаются подсознанием в форме символических вибраций. Поэтому подлинная система обучения обязательно должна учитывать и символическую природу ума. Нет на свете ничего такого, чего невозможно было бы усвоить при помощи символических методов. Этот метод обучения особенно продуктивен тогда, когда возникает затруднение с пониманием сути. Способному и развитому уму можно объяснить и он все поймет, но менее способный нуждается не в прямом объяснении, а в окольном.





Иными словами, для него более приемлемым способом обучения будет символический способ, воздействующий не на сознание, а на подсознание. Здесь йога нидра поистине незаменима.
Повышение функции памяти

Йога нидра используется многими преподавателями, как метод повышения функции памяти. Известно, что развитию хорошей памяти необходимы два Фактора: способность ума впитывать информацию и способность ума вспомнить эту информацию в надлежащий момент.

Йога нидра прекрасно справляется с двумя задачами: максимальная восприимчивость и сохранение усвоенного достигается при помощи процесса откладывания информации в подсознании в состоянии осознанности.

Возможность получения знаний во сне и способность выявления этих знаний в состоянии бодрствования называется гипнопедией, которая зависит от внушения уму, пассивно впитывающему эти знания при максимальном расслаблении. Возникает вопрос: "Как можно вспомнить то, что не было схвачено сознанием?" Да, это действительно невозможно, и потому во время внушения, когда тело полностью расслаблено, остается лишь один бодрствующий свидетель - слух и благодаря этому свидетелю информация проскальзывает сквозь аналитические способности сознания и погружается подсознание, где и сохраняется до тех пор, пока не будет востребовано.

Подсознание является естественным и спонтанным накопителем всей информации, впечатлений и феноменов, которые мы даже не сознаем.

Так, например, слух независимо от нашей воли производит запись всего услышанного и каждого звука в обширных банках памяти в коре головного мозга. Здесь, словно в виртуальном пространстве компьютера, сохраняется вся фонотека звуков в латентной Форме и в любой момент может быть реализована нашей волей. Какой-нибудь незначительный раздражитель может вызвать к жизни значительное переживание, затаившееся в подсознании. К примеру, услышав очень знакомую мелодию, мы можем тотчас вспомнить целую серию впечатлений, связанных с этой мелодией, даже если эти впечатления связаны с нашим детством.

Точно так же информация, отправленная в подсознание во время сеанса йога нидры, может быть востребована соответствующим стимулом. Таким стимулом является процесс переигрывания или перечитывания в бодрственном состоянии того материала, который был усвоен и ассимилирован во время занятий йога нидрой.
Йога нидра интегрирует оба полушария мозга

Исследователи пришли к заключению, что при изучении нового, незнакомого ранее материала йога нидра может сыграть решающую роль, т.к. она воздействует на оба полушария мозга: на аналитическое, сознательно-логическое левое полушарие и на синтетическое, подсознательно-алогичное правое. Обычно в школе учащихся призывают во время уроков быть повнимательнее, т.е. их пытаются приобщить к активизации левого полушария, а между тем они автоматически уже усваивают те сигналы, которые ничего не дают левому полушарию, но зато обогащают правое, бессознательное. В йога нидре, напротив, уделяется особое внимание именно этим сигналам, тем более, что ум к ним чрезвычайно восприимчив.

Так ум фокусируется без особых усилий на материале, который потребовал бы гораздо больших усилий, если бы пришлось усваивать его обычным, понимающим сознанием.
В этом отношении музыка является наиболее эффективным посредником: когда мы слушаем приятную музыку, правое полушарие жадно впитывает звуки, а логическое /левое/ полушарие остается пассивным. Это позволяет на важном уроке, требующем осмысления и критической оценки, ввести в действие подсознательный канал, и тогда оба полушария начинают работать синхронно.

Позже, когда урок будет перечитан осознанно, оба полушария объединяются и процесс обучения и запоминания происходит весьма плодотворно.
Обучение без препятствий

В настоящее время методы йога нидры широко используются в различных системах обучения и дают, поразительные результаты. Так, например, болгарский психолог и генеральный директор института суггестопедии в Софии д-р Георгий Лозанов применяет методы йога нидры для создания такой атмосферы, когда знания начинают усваиваться спонтанно и затем вспоминаются без проблем.

Обнаружив, что в состоянии активного расслабления у учащихся улучшается процесс усвоения и укрепляется память, Лоза-нов ввел такую процедуру обучения, которая в корне изменила школьную традицию. Учащиеся устраиваются поудобнее, а учитель формирует атмосферу спонтанной и расслабленной осознанности при помощи специально подобранных средств: игры, релаксации, дыхательных упражнений, музыки и т.д.

На Фоне этих средств происходит усвоение учащимися весьма пространной информации. Используя этот метод, Лозанов сократил время, необходимое для изучения иностранного языка, вдвое.

Вывод напрашивается один: максимальное усвоение знаний возможно при соблюдении двух условий - глубокой релаксации и спонтанной осознанности. Это и есть йога нидра.

Эксперимент Лозанова впоследствии был изучен и подтвержден при помощи ЭЭГ, которые выявили активность альфа волн.



Содержание раздела