ву куша, и на земляную насыпь, с лицом обращенным на восток или на север и после очищения НАДИ, должен ты упражняться в ПРАНАЯМЕ.
Чандакапали сказал:
Как делают очищение НАДИ и что это такое? Об этом хотел бы я слышать, расскажи мне это, о ты, Глубина Сострадания!
Гхеранда сказал:
Воздух не проходит через НАДИ когда они полны нечистот. Как можно иметь успех в ПРА-
НАЯМЕ, как можно постигнуть познание истины ТАТТВА-ДЖНЯНА? Поэтому надлежит вначале упражняться в очищении НАДИ и лишь потом в ПРАНАЯМЕ.
Существует два способа очищения НАДИ - САМАНУ с МАНТРОЙ и НИРМАНУ без МАН-
ТРЫ. САМАНУ осуществляется с БИДЖА буквенной МАНТРОЙ.
НИРМАНУ - посредством ДХАУТИ очистительных упражнений.
Очистительные упражнения ДХАУТИ были упомянуты раньше, при описании очиститель-
ных действий. Слушай теперь об очищении НАДИ с МАНТРОЙ, о Чанда!
Сидя в ПАДМАСАНЕ на своём сидении, йогин должен прежде всегоотдать почтение своему Гуру так, как его наставил учитель, и затем выполнить очищение НАДИ для достижения ПРАНАЯМЫ.
Мудрый йогин, медитируя о ВАЙЮ-БИДЖА, который походит на дым и лучист, дышит че-
рез ЧАНДРА-НАДИ левую ноздрю при 16-кратном повторении БИДЖА.
Затем он задерживает дыхание при 64-кратном повторении БИДЖА и выпускает дыхание через СУРЬЯ-НАДИ правую ноздрю при 32-кратном повторении БИДЖА.
Затем, вызывая огонь ТЕДЖАС-ТАТТВА у основания корня пупа, медитирует он в связи последнего с землей ПРИТХИВИ-ТАТТВА, в то время как он при 16-кратном повторении АГНИ огонь-БИДЖА, вдахает через СУРЬЯ-НАДИ.
При 64-кратном повторении БИДЖА, он делает задержку дыхания КУМБХАКА и при 32-кратном повторении БИДЖА, он снова выдыхает через ЧАНДРА-НАДИ.
Медитируя у корня носа "агра" означает как "острие", "кончик", так и "корень" о круге Луны индусы представляют себе изображение зайца на поверхности Луны, вдыхает он снова через ИДА-НАДИ левую ноздрю при 16-кратном повторении БИДЖА "ТХАМ".
При 16-кратном повторении БИДЖА "ВЬЯМ" он задерживает дыхание. При этом он дума-
ет, что НАДИ переполнены нектаром Луны и очищаются, и при 32-кратном повторении БИДЖА "ЛАМ" и при представлении, что это очищение продолжительно, он снова выдыхает через ПИНГАЛА-НАДИ.
Когда он таким образом производит очищение, НАДИ очищаются. Затем принимает устой-
чивую сидячую позу АСАНА и упражняется в ПРАНАЯМЕ.
Задержка дыхания КУМБХАКА имеет восемь видов: САХИТА, СУРЬЯБХЕДА, УДДЖАЙИ, СИТАЛИ, БХАСТРИКА, БХРАМАРИ, МУРЧХА и КЕВАЛИ.
Сахита бывает двух видов: САГАРБХА и НИРГАРБХА. САГАРБХА выполняется с БИДЖА, НИРГАРБХА - без БИДЖА.
Я расскажу тебе сначала о САГАРБХА-ПРАНАЯМЕ. Сидя в удобном положении, с лицом об-
ращенным к востоку или к северу, думают сначала о Брахме полном РАДЖАСА, о красном цве-
те и о форме санскритской буквы А.
Мудрый вдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя 16 раз А-БИДЖА. В конце вдоха ПУРАКА и при начале задержки дыхания, он делает УДДИЯНА-БАНДХУ.
Затем он должен думать о Хари Вишну, полном САТТВЫ, синем цвете и о форме буквы У, в то время как он при задержке дыхания повторяет 64 раза У-БИДЖА.
О Шиве, как о полном ТАМАСА, белом цвете и о форме буквы М точка думая, выдыхает он через правую ноздрю при 32-кратном повторении М-БИДЖА.
Затем он снова вдыхает через ПИНГАЛА-НАДИ, задерживает дыхание и выдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя эти БИДЖА в том же порядке.
В этом он должен упражняться снова и снова. При конце вдоха и во время задержки дыха-
ния, он должен зажимать себе обе ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцем правой руки, не пользуясь указательным и средним пальцами.
Смысл этих упражнений состоит в сохранении полярности магнетических потоков: весь про-
цесс дыхания построен на противоположности положительного магнетического потока правая сторона тела и правая ноздря отрицательному левому потоку.
Зажимание крыльев носа должно выполняться пальцами соответствующей полярности. Боль-
шой палец правой руки магнетически положителен. Он должен поэтому зажимать правую нозд-
рю; мизинец и безымянный палец правой руки заряжены отрицательно и поэтому зажимают магнетически отрицательную левую ноздрю. Эти же пальцы левой руки, примененные таким же образом, нарушили бы эту полярность и несколько нейтрализовали бы действие этого упражне-
Этим мы не хотим сказать, что отказываем совершенному йогину СИДДХА в этой способности.
Обычно слово УНМАНИ переводится как "успокоение мышления". Но при этом не учиты-
вают этимологию слова "МАН". "МАН" означает "мышление" и "УН" "УД" означает "возвы-
шение", "экзальтация". Целое слово поэтому означает "возвышение свойств или способностей мышления", достижение "психических" сил. Не в последнюю очередь возвышение мыслитель-
ного начала означает достижение следующей высшей ступени медитации и еще более высокой САМАДХИ.
2. СУРЬЯБХЕДА "Проникновение Солнца"
САХИТА-КУМБХАКА тебе объяснена. Теперь слушай о СУРЬЯБХЕДЕ. Вдохни внешний воз-
дух по возможности через правую ноздрю СУРЬЯ-НАДИ.
Задержи дыхание с большим напряжением посредством 16 ДЖАЛАНДХАРА МУДРА и про-
должай эту КУМБХАКУ, пока у тебя не появится пот из-под ногтей и волос.
ПРАНА, АПАНА, САМАНА, УДАНА, ВЬЯНА, НАГА, КУРМА, КРИККАРА, ДЕВАДАТТА и ДЖАНАНДЖАЯ суть десять видов ВАЙЮ.
ПРАНА движется постоянно в сердце, АПАНА в области прямой кишки, САМАНА в области пупа, УДАНА в области шеи и ВЬЯНА проникает через все тело. Эти, начиная с ПРАНЫ, явля-
ются главными ВАЙЮ, т. е. которые начинаются с НАГА, являются пятью дальнейшими ВАЙЮ.
НАГА действует в рыгании, КУРМА - в открывании раскрытии глаза, КРИККАРА - в чи-
хании, ДЕВАДАТТА - при зевании и ДЖАНАНДЖАЯ проникает через все тело и не покидает его при смерти.
НАГА охватывает бодрствующее сознание, КУРМА вызывает открывание век, КРИК-КАРА вызывает голод и жажду, четвертый ВАЙЮ т. е. ДЕВАДАТТА - зевание, из ДЖАНАН-
ДЖАИ возникает звук речи. Эта ВАЙЮ не покидает тело ни на одно мгновение.
Ясно, что эти пять ВАЙЮ вызывают пробуждение тела со всеми к этому относящемуся явле-
ниями бодрствующее сознание, открывание глаз, зевота, чувство голода и жажды, и наконец, речь. Рыгание и чихание, напротив, не имеют с этим ничего общего.
Зевота указывает на то, что тело требует более сильного дыхания, чтобы стряхнуть с себя сон.
Приведи теперь все эти связанные с солнечным вдохом ВАЙЮ из корня пупа и выдохни через ИДА-НАДИ с устойчивым и непрерывным импульсом.
Снова вдыхая через СУРЬЯ-НАДИ, задержи дыхание как предписано и выдохни тем же спо-
собом еще и еще.
3. УДДЖАЙИ "Преодолевающий"
Закрыв рот и прижав корень языка к мягкому нёбу, вдыхай через ноздри с рыдающим звуком как можно более долго. Сомкнув голосовую щель, задержи дыхание сколько можешь, затем вы-
дохни через левую ноздрю.
Это первое нужно для концентрации на дыхании. Следующим является удлинение вдоха за счет языка НАБХОМУДРЫ и с жужжанием внутри себя, стараясь выбрать самый высокий голосовой тон.
УДДЖАЙИ способен подчинить воле дремлющую КУНДАЛИНИ.
4. СИТАЛИ "Охлаждающий"
Высунув язык и свернув его трубочкой, всасывай внешний воздух через отверстие в нем. На-
полни им легкие и задержи дыхание. Три корень языка о мягкое нёбо. После всего выдохни спо-
койно через нос.
Первое успокаивает ЧИТТУ, второе дает силу и гармонию. Посредством этого упражнения йогин достигает совершенства, его не берут болезни, старость и смерть.
Индийская медицина знает три "жидкости", которые причиняют болезни: ВАТА "ветер", КАПХА "слизь" и ПИТТА "желчь". Если они находятся в расстроенном состоянии, то долж-
ны возникнуть:
от ВАТА - газы в кишечнике, ревматизм ? и т. д.