ПЕРВОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
МУДРЫ
1
Гхеранда сказал:
Существует двадцать пять МУДР, которые приносят йогину успех. Они являются cледую-щими: МАХА, НАБХА, УДДИЯНА-БАНДХА, ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА, МУЛА-БАНДХА, МАХА-БАНДХА, МАХА-ВЕДХА, КХЕЧАРИ,
2
ВИПАРИТА-КАРАНИ, ЙОНИ, ВАДЖРОЛИ, ШАКТИЧАЛАНИ, ТАДАГИ, МАНДУКИ, CАМБХА-ВИ, ПАНЧАДХАРАНИ,
3
АШВИНИ, ПАШИНИ, КАКИ, МАТАНГИНИ, БХУДЖАНГИНИ.
4
Так сказал Махешвара:
Я рассказал тебе, Деви, о главе "Мудра". Посредством этого знания достигают величайшего успеха всех СИДДХИ.
5
Это должно самым тщетельным образом держаться в тайне и никому не выдаваться. Это дает йогину радость, но даже самим марутам воздушным духам этого трудно достигнуть.
Что такое МУДРА? Упражняющемуся в йоге знание санскрита имеет величайшую важность и даже необходимо, так как знание только при наличии интуиции, может обнаружить скрытый cмысл слова. МУДРА означает "печать", а также "замыкание", "тайна".
Это обозначение пока-зывает, что здесь не идет речь о дальнейшей ступени АСАН, а что здесь этому понятию прида-ется гораздо более важное значение. МУДРА - есть положение тела иногда также положение пальцев, которое вместе с концентрацией мысли на какой-то определенной части тела, связано с некоторым центром.
Такое положение, вместе с определенной задержкой дыхания, называется БАНДХА, т. е. "замыкание".
В этом состоит тайна этой ступени, которая фактически представляет дальнейший шаг в йоге, даже весь путь в йоге, потому что все 25 МУДР, которые описаны в этой главе, являются лишь частями одного и того же упражнения, как еще покажет заключительная часть этой главы.
Все они, начиная с ТАДАГИ МУДРЫ стих 61 и кончая КХЕЧАРИ МУДРОЙ стих 25, ука-зывают элементы четырех ступеней йоги - МАНТРА-, ХАТХА-, ЛАЙЯ- и РАДЖА-ЙОГИ, и образуют квинтэссенцию всего развития. Поэтому сказано, что "посредством знания их достига-ют наибольшего успеха и всех СИДДХИ".
1. МАХА МУДРА "Великая печать"
6
С большой тщательностью прижми левую пятку к заднему проходу, вытяни правую ногу и правую ступню, и охвати пальцами рук, пальцы этой ноги.
7
Поэтому, хотя здесь предписывается односторонне, эта МУДРА должна выполняться как на ле-вую сторону, так и на правую сторону тела.
Отсюда вытекает, как впрочем и при каждой МУДРЕ, что это упражнение имеет внутренний скрытый смысл, к которому мы еще вернемся.
2. НАБХА МУДРА "Небесная печать"
9
Где бы йогин не находился, что бы он не делал, всегда он должен держать язык кверху и всегда задерживать дыхание. Это НАБХА МУДРА, которая отгоняет болезни от йогина.
Каким образом должна эта МУДРА отгонять болезни? Правда, это положение языка уже по-тому следует порекомендовать, что посредством него несомненно можно привести себя в состояние полного дыхания. Известно, что большинство людей, в особенности женщины, ды-шат неправильно, применяя либо грудное дыхание, либо брюшное дыхание.
Часто даже под названием полного дыхания понимается постепенное дыхание, т. е. включение друг за другом трех видов дыхания, и даже в некоторых книгах по йоге оно рассматривается как якобы йогов-ское дыхание, хотя оно далеко отстоит от последнего.
Единственно правильное и естественное! полное дыхание осуществляется только при помо-щи диафрагмы. Для этого помогает каждому лучше всего особое положение языка - корень язы-ка, а не кончик, как рекомендуется во многих книгах.
Один этот факт достаточен, чтобы это положение языка и, следовательно, НАБХА МУДРА были в высокой чести, так как истинное полное дыхание при-чем автоматически происходит включение различных типов дыхания исключительно посред-ством давления диафрагмы вниз отгоняет многие заболевания.
Однако это вовсе не единственная причина хвалить НАБХА МУДРУ. Что означает, собствен-но, НАБХА МУДРА? НАБХА НАБХАС означает "небо".
Должен ли при этой МУДРЕ язык держаться к "небу"?
Мы представляем нашим читателям поразмыслить об этом, какое небо под этим подразуме-вается и с какой целью. Но, чтобы облегчить им эту задачу, мы добавим еще, что слово НАБХА очевидным образом имеет общий корень со славянским "небо" и, что НАБХА означает также "вкус","нос","эфир"стихию.
Эта НАБХА МУДРА является предварительной ступенью для МАНДУКИ МУДРА см. стих 62 и играет решающую роль в знаменитой КХЕЧАРИ МУДРЕ стих 25.
3. УДДИЯНА-БАНДХА "Взлет-замыкание"
10
Натяни живот ниже и выше пупа высоко. "Великая птица" тем самым непрестанно взле-тает. Эта УДДИЯНА-БАНДХА является львом, который убивает слона смерти.
11
Из всех БАНДХ эта УДДИЯНА является наилучшей. Упражняющемуся УДДИЯНА совер-шенно естественно дает освобождение МУКТИ.
Прежде всего, сравним это упражнение с уже описанной нами АГНИСАРА-ДХАУТИ и уста-новим при этом, что они друг с другом совершенно совпадают.
Следовательно, в этой УДДИЯНА-БАНДХЕ, что-то содержится, что делает ее именно БАНД-ХОЙ. Действительно, оба упражнения имеют общей задержку дыхания, так как диафрагма толь-ко при выдохе может подниматься высоко.
Но к тому же УДДИЯНА как форма МУДРЫ, долж-на содержать определенную концентрацию мысли.
Какой же является эта концентрация? Каким образом может это с виду резкое грубоматери-
альное упражнение подобно "льву умертвить слона смерти" и даже привести к освобождению? Текст упоминает при этом "Великую птицу", которая "взлетает".
Это ПРАНА, или на мистичес-ком языке ЙОГИ, КУНДАЛИНИ-ШАКТИ, которая поднимается по каналу СУШУМНА. Это, очевидно, та концентрация, которую мы имеем ввиду.
Как эта концентрация, и прежде всего подъемы и опускания, вызывают силу КУНДАЛИНИ? Как все это можно описать на современном языке? Мы должны при этом верить на слово йоги-нам, что простой подъем диафрагмы при выдохе - есть явление взлета "Великой птицы", при-чем практикование такой МУДРЫ подтверждает это.
Но тогда это явление происходит не за счет этой особой кон- центрации, причем задержка дыхания и поднимание диафрагмы, играет ли второстепенную роль при этом?
Мы еще будем говорить об этом.
4. ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА "Удерживающее нектар замыкание"
12
Втянув горло, положи подбородок на грудь. Посредством этой ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХИ будут закрыты перекрыты шестнадцать опор АДХАРА.
Эта великая ДЖАЛАНДХАРА МУДРА прогоняет смерть.
13
Успех в ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХЕ дает СИДДХИ сверхчувственные силы йогину. Тот,, кто ее делает в течение шести месяцев, без сомнения станет СИДДХОЙ посвященным адептом.
Каковы эти шестнадцать АДХАРА? Как ни странно, но эта тема никогда не рассматривается авторами книг по ЙОГЕ, хотя, как мы сейчас увидим, она как раз скрывает в себе важнейшие тайны ЙОГИ.
Именно эти тайны так запутаны, что многие указания на них остаются загадкой, но в общих чертах доказывается, что эта ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА, точно также как и УДДИ-ЯНА, является гораздо чем-то большим, чем только давление подбородка на грудь.
"ШИВА-ЙОГА" следующим образом описывает эти АДХАРА:
а ПАДАНГУСТХА большой палец ноги. ТЕДЖОДХЬЯНА глава 6 устремляет на него фо-кусированный взгляд.
б ПАРСНИ-МУЛА корень пятки. Прижимание пяток друг к другу вызывает огонь.
в ГУДА задний проход. Посредством стягивания и давления на него ступней, АПАНА-ВАЙЮ будет крепко удерживаться очевидно указания на дальнейшие БАНДХИ, такие как МУЛА, МХА и т. д..
г МЕДХРА пенис. Посредством стягивания семя остается неподвижным вариант ВАДЖРОЛИ МУДРА, которая подробно описана в "ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА".
д ОДАНА вероятно УДДИЯНА - "взлет","прорыв". Повторяемая по желанию, она сжигает экскрименты и личинок червей.
е НАБХИ пуп. Концентрация мыслей с ОМ-мантрой здесь господствует над НАДА мистический звук.
ж ХРИДАЙЯ сердце. Укрепление ПРАНЫ здесь действует на появление света в среднем лотосе.
з КАТХА-КУПА шейная ямка. Посредством давления подбородка на это место, ВАЙЮ воздух, ПРАНА притягивается из ИДЫ и ПИНГАЛЫ и удерживаются это, собственно говоря, ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА.
и ГХАНТИКА язычок. Посредством соприкосновения с языком, корнем, будет получен "нектар" МАНДУКИ МУДРА, см. стих 62.