Все развивается на соответствующих упражнениях.


Л.Ч. Что Вы советуете делать, например, в случае заболевания ОРЗ, гриппом или воспалением легких.

Нет ли каких-либо специальных упражнений в Вашей системе, которые способствовали бы более быстрому излечению?
А. Нет, таких упражнений нет. В любом случае лучше обратиться к врачу и выполнять его предписания.

Но никогда нельзя, а особенно в случае болезни возвращать дыхание ртом.
Л.Ч. А как же быть в случае сильного насморка?
А. И даже в этом случае старайтесь всегда дышать только через нос, пусть полностью будет заложена одна ноздря - вторая будет способна пропускать воздух.
Л.Ч. А есть ли упражнение способствующее быстрому излечению от насморка?
А. Нет, в системе трехфазного дыхания такого упражнения нет. Но повторим еще раз - если Вы укрепите свой дыхательный аппарат на правильном, трехфазном дыхании и научитесь рационально использовать это дыхание в жизни, Вам очень редко понадобится бюллетень в котором будет написано: "ОРЗ" или "грипп".
Л.Ч. Хорошо, с простудами и физическими нагрузками более или менее все ясно.

А есть ли какие упражнения в Вашей системе, которые помогали бы , например, при болях в сердце?
А. Если у Вас появились боли в области сердца немедленно обращайтесь к врачу.
Л.Ч. Это понятно.

Но мало ли может быть каких-либо обстоятельств: нет долго скорой, сломан телефон, приступ случился на даче и т.п.
А. Е. А. Лукьянова в этом случае рекомендовала использовать стон на "М" и "МУХХ" вперемежку. Особенно, по ее словам эффективен глубокий, на низких звуках стон на "М", но ни в коем случае не сирена на "М".
Очень важно, также, чтобы "мычание" не заканчивалось толчком, что связано с резким размыкании голосовых складок, а никаких резких движений в этом случае делать не следует. Звучание "М" должно обязательно затихать мягко, плавно и постепенно на низких нотах.

Но, конечно, эти упражнения не следует воспринимать как сердечные лекарства.
Л.Ч. Как долго нужно "стонать" в этом случае?
А. Пока не почувствуете ослабление боли в области сердца.
Л.Ч. Почему же вы ничего не сказали в книге о пении, хотя утверждаете, что ваша система тесно связана с пением?
А. Проблема пения - это чрезвычайно большая и сложная проблема, для нее требуется особая книга. Но сказать о пении все же необходимо, и прежде всего потому, что Е.А.Лукьянова считала, что наилучший способ постановки правильного трехфазного дыхания, и на этой основе комплексное укрепление дыхательного аппарата человека осуществляется именно в процессе совмещения речевых и певческих упражнений.
Поэтому на своих уроках в Хореографическом училище и с отдельными учениками она равномерно распределяла время между речевыми и певческими упражнениями. Именно поэтому, также, ее учебник:"Дыхание в хореографии" содержит большое количество вокальных упражнений.

Особо подчеркнем, что в этом случае от ученика не требуется никаких "природных" задатков, способствующих пению, т.е. ни голоса ни слуха. Все это развивается на соответствующих упражнениях.
Следует процитировать также высказывания Лобановой по проблеме пения: "Как нет нормальных людей, не обладающих способностью речи, так не должно быть и людей, не могущих петь- пишет Лобанова. Все наши лучшие певцы не представляют никакого особого исключения в голосовом отношении, а являются лишь людьми, обладающими инстинктивным даром правильного дыхания и правильного употребления аппарата.



Что это умение пользоваться аппаратом у них инстинктивно, а не сознательно, подтверждается тем, что они преждевременно теряют голоса.
Как только "человечество дойдет до понимания"-говорит профессор Вагеман,..." - что красивый голос не есть необыкновенный дар природы, а присущ каждому, является лишь результатом развития всего аппарата и может быть достигнут каждым в искусстве наступит новая эра""( Лобанова с. 41 ).
Л.Ч. В вашей книге целая глава посвящена разговорному голосу.

Наверное в этой системе есть специальные рекомендации по гигиене голоса?
А. Действительно, имеется целый ряд рекомендаций, но, как правило, они в основных чертах совпадают с общепринятыми в фонопедии ( науке о воспитании навыков правильного голосоведения ). Перечислим некоторые, наиболее важные правила, выполнение которых существенно для сохранения голоса в порядке.


Первое и основное правило - никогда не кричите, не форсируйте голос, не травмируйте голосовые связки. Не позволяйте кричать детям.

Приучайтесь говорить экономно, не расходуя энергию голоса впустую. При разговоре всегда нужно стараться говорить легко, плавно, без усилий.
Голову как и все тело лучше всего держать прямо. Позвоночник должен быть прямым, даже когда человек сидит, а не согнутым, в три погибели. Мышцы лица, глотки шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены.

На это следует обратить особое внимание, поскольку очень часто у многих людей во время разговора сильно напрягаются вышеназванные мышцы. Голос от этого становится резким, плохо управляемым, быстро появляется охриплость.
Не старайтесь перекричать шум ( детей в классе, производственный, отъезжающей электрички бытовой и т.п. ), ждите смены обстановки, или постарайтесь сами изменить ее. Нельзя перенапрягать голос при заболеваниях дыхательных путей, ангине.

В этих случаях лучше говорить вполголоса.
Не разговаривайте на улице в сильный мороз. В промозглую осеннюю погоду, а особенно зимой, не выходите на улицу сразу же после того как Вам пришлось достаточно долго говорить или петь.

Подождите 5-10 минут, однако и после этого не забудьте закутать горло шарфом.
Если голос вдруг исчезает, то необходимо сохранять полное молчание в течении 2-3 х дней. Иногда можно произнести короткую фразу шепотом.
Старайтесь не говорить в шумной обстановке, громко не смеяться, кашляйте и чихайте только по необходимости.
Л.Ч. А что же делать - если надо крикнуть?

Например, позвать кого-нибудь издалека.?
А. В таких случаях лучше всего воспользоваться жестами. Но если жесты не помогают - организуйте плотный, опертый звук. Выше уже много раз говорилось, что опертый, хорошо резонирующий звук является и наиболее сильным, наиболее слышимым. Правильно организованный выдох на опоре позволяет добиться увеличения силы голоса без перенапряжения голосовых складок. Поэтому, для того, что-бы позвать кого-нибудь издалека или произнести фразу достаточно громко - нужно использовать хорошо опертый, резонирующий звук.

Это достигается за счет напряжения диафрагмы ( брюшного пресса ), поднятия неба, опускания гортани, плотности соответственно оформленных губ и четкости дикции. А сам звук следует направлять в верхние зубы.

В этом случае опертый, хорошо резонирующий звук будет далеко слышен, а связки, за счет поднятия неба и опускания гортани - не будут задействованы, звук будет идти как-бы "мимо" связок.
Когда кричат "на связках" голос утомляется очень быстро. Звук "садится", в горле появляются неприятные ощущения, хрипы.
Л.Ч. А как быть в том случае, если приходится говорить долго и громко, как это часто приходится делать учителям в нашей школе.
А. Если Вы знаете, о том что Вам предстоит тяжелая голосовая работа т.е. придется говорить долго и возможно громко, то в этом случае необходимо подготовить предварительно голос. Подготовка голоса к работе - эта та же разминка спортсменов - только спортсмены разминают двигательную мускулатуру, а Вы - мускулатуру речевого аппарата.
Евгения Адольфовна в этих случаях рекомендовала начать разминку с тренировки губ: растягивания их в стороны на улыбке и вращение собранными губами ( эти упражнения подробно описаны в книге ), затем обязательно должны следовать два-три упражнения на четкость дикции ( лучше всего цепи с алфавитом ), желательны упражнения на поднятие небной занавески и опускание гортани ( "К" и "Г") и наконец, обязательно два три раза следует проговорить любую скороговорку - это и четкость дикции и тренировка опоры дыхания.
Вообще следует сказать, что гортань должна находиться преимущественно в нижнем положении. Наиболее экономично говорить без подъема гортани или с очень небольшим ее подъемом, особенно на высоких тонах.

Такое положение гортани характерно для опытных ораторов и певцов.
Разминку голоса следует проводить за несколько минут до начала лекции, доклада, урока и т.п. А непосредственно перед самим выступлением следует еще раз хорошенько размять губы.
Поможет Вам "выстоять" в длительном разговоре только постоянная опора дыхания, оптимальное резонирование и четкая дикция - если у Вас, конечно не будет микрофона. Микрофон "снимает" все проблемы, кроме проблемы четкости дикции.
Иными словами, в ситуации без микрофона у Вас постоянно должен работать брюшной пресс, очень активно губы, гортань должна находиться в более низком положении, чем обычно. Важно также, чтобы Вы говорили на полтона-тон ниже, чем это обычно свойственно Вашему голосу. Если голос будет звучать оперто, то выполнить последнее требование будет совсем нетрудно.

Обычно же, волнуясь, выступающий завышает высоту своего голоса. За этим нужно строго следить.
Напомним, что до того как начать заниматься по трехфазной системе дыхания Е.А.Лукьянова теряла голос буквально в первые пятнадцать-двадцать минут после начала урока сольфеджио. Овладев правильной системой дыхания, она без особых усилий проводила подряд шесть уроков.



Содержание раздела