Таиственная ци и пути к бессмертию.


Очень хорошо, на наш взгляд, Зубков и Очаповский характеризуют цель занятий дыхательной гимнастикой: "Пранаяма при правильном выполнении должна сделать дыхание неглубоким, редким (4-6 дыханий в минуту, с последующим снижением до 1 - 3 дыханий в минуту ). Это способствует нормализации работы четырех важнейших систем организма: системы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы и обмена веществ." ( с. 166.).
Все эти положительные результаты также являются следствием занятий и по методе правильной трехфазной системе дыхания, причем для тренированного по этой системе дыхательного аппарата ритм в 6-8 дыхательных циклов в минуту становится обычным.
Перенесемся из йоги в другую область в оккультизм. Вот как характеризуется цель занятий дыханием в оккультизме:
"1) правильность процесса окисления крови, обновляющего запас жизненной силы;
2) регулирование ритма дыхания человеческой волей и вытекающую отсюда власть над функциями сердца;
3) устранение излишней потери углекислоты." («Энциклопедия оккультизма». Т.1. - М.:AVERS с. 84.)
Обратимся к даосам - адептам религии даосизма и к дзен буддистам.
В Китае были разработаны самые разнообразные и очень эффективные методы целенаправленной и систематической регуляции различных психофизиологических процессов, управление психической деятельностью человека. Эти методы позволяли существенным образом изменять и даже перестраивать природные психофизические структуры человеческого организма.

Общекультурное и социальное значение этих методов заключалось также и в том, что наряду с решением основной задачи по качественной перестройке исходных психических структур они выполняли психотерапевтические, психогигиенические, общеоздоровительные, психопрофилактические и мн.др. функции, тем самым существенно повышая уровень адаптационных возможностей человека.
Использование этих методов приобрело характер очень устойчивой традиции, в процессе развития которой были выработаны достаточно стабильные организационные формы и специальные технические приемы и методы психофизического воздействия, бережно хранившиеся и передававшиеся из поколения в поколения в течение многих столетий. (.Абаев.с 10-11).
Например, в книге: "Дао Любви" ее автор Чжан- Жо -Лань рассматривает совершенное даосское дыхание, как один из основных компонентов укрепления здоровья человека.
"Совершенное дыхание, пишет Чжан-Жо-Лань - само по себе наука..По словам учителей дао, дыхание или ци, является одной из жизненно важных сил только с материальной позиции, по которой оно поставляет кислород и избавляет от углекислого газа. Это просто видимое проявление дыхания, но есть и другая, невидимая ф у н к ц и я д ы х а н и я. Посредством ее человек вовлечен в невидимую космическую власть Вселенной.
Даже на современном научном Западе врачи и исследователи отметили в последние годы, что легкие - не просто орган газообмена в крови. Некоторым людям может показаться, что даосы чрезмерно подчеркивают совершенное дыхание, но на самом деле мы не можем подчеркнуть его в достаточной степени. мы просто не могли бы существовать без него.

Оно существенно для нашего духовного здоровья точно так же, как и для нашего физического. Например, совершенное диафрагмальное дыхание является основой почти всех форм медитации.

Оно является также фундаментальным для медицинской терапии даосов.
В Китае наших дней эта даосская медицинская практика была вновь возрождена. Глубокое дыхание лежит в основе хорошего здоровья, это очень простой и экономичный путь для того, чтобы стать сильнее.
Три существенных пункта помогут вам дышать правильно:
1. Сохраняйте правильную осанку и держите грудную клетку естественно.
2. Научитесь вдыхать и выдыхать только с помощью диафрагмы и носа, не пользуйтесь для этого ртом.
3. Сначала выдохните все из ваших легких постепенно, а затем совершенно опустошите их, сделав последнее усилие, чтобы сократить диафрагму. Теперь осторожно вдыхайте, расширяя диафрагму до предела. Затем вновь медленно выдыхайте, повторяя весь процесс." ( Чжан Жо-Лань. с. 179-181.)


Первые два принципа, не вызывают ни малейших возражений. Но вот третий принцип, очевидно, противоречит одному из важнейших постулатов йоговской пранаямы и трехфазного дыхания - о том, что никогда нельзя выдыхать и вдыхать воздух до конца. Хотя, включение диафрагмы в процесс дыхания, как принципиальный момент в системе даосского дыхания чрезвычайно важен и аналогичен подобному же принципу трехфазной системы дыхания.

Возможно, однако, что Чжан Жо-Лань имел здесь в виду такое совершенное даосское дыхание при котором уничтожается видимое различие между процессами вдыхания и выдыхания, а пушинка, положенная рядом с ноздрями, не колеблется ни при выдохе ни при вдохе.
Это уникальное дыхание описано в книге "Тысяча золотых рецептов для экстренных случаев" следующим образом:"Запереть ци в диафрагме, так, чтобы лебединое перо, помещенное на нос, не шелохнулось. Пройдет 300 дыханий, уши ничего не услышат, глаза ничего не увидят, сердце ничего не почувствует - и тогда холод и жара не могут на тебя воздействовать, пчелы и скорпионы не смогут тебя отравить.



Проживешь 360 лет".
Такое, почти незаметное дыхание называют зародышевым, напоминающим дыхание зародыша в чреве матери, который еще не дышит через нос. Это дыхание у даосов считается самым совершенным, относящимся к прежнему небу, золотому веку. После рождения на свет идеальная схема жизни нарушается. Однако вернуться от к прежнему небу можно особыми тренировками, где дыхательные упражнения играют главную роль». ( М.М.

Богачихин. Таиственная ци и пути к бессмертию.

Запорожье. 1991 г. с. 8-9 ).
Совершенное даосское дыхание требует длительной подготовки, заключающейся в развитии и укреплении всего дыхательного аппарата человека, в овладении определенной техникой и навыками правильного дыхания, в становлении культуры правильного дыхания.
В журнале Физкультура и спорт за 1990 N 3 опубликована статья Иосифа Линдера "Алмазный цигун Бодхидхармы", в которой приводятся начальные упражнения легендарного патриарха секты Чань Да Мо более известного под именем Бодхидхарма, направленные на оздоровление организма человека. С помощью этих упражнений можно укрепить жизненную энергию, "уравновесить дыхание и отпустить свою мысль".

Система упражнений "алмазный цигун" основана на четкой синхронизации дыхания и движения, и, конечно, правильному дыханию в ней уделено огромное внимание. Характерной особенностью является приоритет нижнего, т.е. брюшного, ( диафрагмального О.Ю.) дыхания с концентрацией внимания на точке дяньтянь.

В инструкции выполнения каждого упражнения предписывается делать "вдох через нос" и реализовывать нижнее дыхание.
В книге В.Фомина и И.Линдера:"Диалог о боевых искусствах востока"- 2 -е изд. -М.:Мол. гвардия, 1991 г.- 367 с. специальная глава посвящена искусству дыхания. Эта глава имеет характерное название: "Дыхание основной секрет боевых искусств.

Общие и специальные дыхательные упражнения". Процитируем несколько ведущих положений этой главы, поскольку, как нам представляется, они очень важны для характеристики правильного трехфазного дыхания.
Дыхание, -пишут Фомин и Линдер "Это не только основной секрет традиции, но и вообще основы жизни. На Востоке известны различные системы дыхательных упражнений. Китайская дыхательная гимнастика из системы цигун во многом аналогична упражнениям пранаямы из индийской йоги. Так же, как в йоге, дыхательные упражнения цигуна направлены на овладение контролем дыхания, чтобы затем координировать его с различными движениями и использовать в психорегулирующих целях.

Поэтому освоение общих дыхательных упражнений - залог физического и психического здоровья, необходимых как в специальных видах деятельности, так и в повседневной жизни. То же можно сказать и о специальных дыхательных упражнениях, практикуемых в Японии. Они имеют те же истоки ( индийские, китайские ) и более нацелены на подготовку к борьбе" ( с. 148 ).
"На Востоке все начинается с дыхания. Общеизвестно, что не дышать человек не может, но как дышать правильно?

Над этим вопросом люди задумывались издавна... Правильное дыхание позволяет подготовить организм к предстоящей работе или отдохнуть после однообразной и тяжелой работы, позволяет восстановить размеренность мышления, снять неприятное напряжение, преодолеть состояние разбитости и апатичного безразличия.
В трактатах Древнего Китая указывалось, что дыхание помогает создать предпосылки для устойчивого настроения, " дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным, спокойным и тонким, как будто его нет, но оно есть, нужно быть радостным, тогда дыхание станет тише и тоньше, а настроение ровным и спокойным" ( с. 148 -149).
Далее в книге приводится несколько базовых упражнений комплекса Цигун, основной чертой которых является возврат дыхания носом.
Подчеркивая, далее, специфику дзенского дыхания, авторы пишут:"Один из методов обучения правильному дыханию в дзене заключается в полном высвобождении легких. Воздух выпускается так, как будто он выдавливается с помощью тяжелого свинцового шара ( сначала шар помещается в грудную клетку, затем в живот, потом он вываливается на землю). { По терминологии трехфазного дыхания - это так называемый "плотный выдох" - О.Е. }. Возвратный вдох - рефлекторный, воздух не втягивается, в просто впускается . В дзенской интерпретации - это не столько дыхательное упражнение, сколько наблюдение и отпущение дыхания, которое должно стать естественным".( с. 154 ).



Содержание раздела