Сплетающиеся драконы


3. Сплетающиеся драконы (рис 60-2) (пластика на третьем
базовом движении бедер). ИП — аналогично упр. 2. Правыми ру
ками партнеры как бы обмениваются рукопожатием, а левой ру
кой придерживают правую руку партнера в нижней части
предплечья.
Один из партнеров (левый) на выдохе делает шаг левой ногой вперед и вправо снаружи к левой стопе партнера, переходя в переднюю левую стойку. При этом обеими руками приподнимает руки партнера на уровень головы. Продолжая движение на выдохе, с поворотом на 180 вправо переходит в заднюю правую стойку. Руки партнера по-прежнему должны находиться перед лицом.

Второй артнер остается стоять на месте. Затем, поворачиваясь на 180 в обратную сторону, первый партнер возвращается в исходное положение.
Затем упражнение выполняется в другую сторону. На выдохе с шагом правой ноги вперед и влево за правую стопу партнера, поднимая руки партнера на уровень головы, поворачиваемся влево на 180, переходя в заднюю левую стойку.

Руки остаются на уровне головы. Второй партнер при этом стоит на месте.

Поворачиваясь вправо на 180 возвращаемся в исходное положение.
При выполнении этих упражнений стремитесь, чтобы ваше тело было ближе к партнеру, а в конце движения плечи партнеров были прижаты друг к другу.
4. Игра журавлей (рис. 61) (пластика на втором базовом
движении бедер). ИП — стоим лицом друг к другу на расстоянии


шага, ноги на ширине плеч. Один из партнеров кладет ладони на плечи второму (можно захватить одежду на плечах).
Второй партнер на выдохе с повротом корпуса на 90 влево на втором базовом движении, как бы ныряя под руки партнера, переходит в низкую заднюю левую стойку. При этом он разводит в стороны свои руки, кисти опущены вниз и сформированы в скрученную ладонь.

Затем на вдохе подаем корпус вперед и вверх, распрямляя правую и сгибая в колене левую ногу, прогибаемся грудью вперед и отклоняем голову назад, прижимая затылком правое предплечье партнера. Смотрим прямо. Продолжая движение, на выдохе поворачиваемся вправо на 180 и переходим в заднюю правую стойку, подаем голову вперед, слегка наклоняясь корпусом (движение голова гуся). Руки при этом по-прежнему расставлены в стороны.

Партнер во время упражнения остается на месе.
Затем возвращаемся в исходное положение кратчайшим путем, поворачиваясь на 90 влево, и выполняем аналогичное движение в правую сторону. Повторяем весь комплекс 7 раз.

Потом роли партнеров меняются.
5. Игра змей (рис. 62) (пластика рука-змея на четвертом базовом движении и на первом базовом движении бедер) ИП — стоим лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, ноги слегка расставлены.

Один из партнеров, например, правый, захватывает правой рукой запястье одноименной руки партнера. Левый партнер накладывает левую ладонь на правую кисть правого партнера и на вдохе с отходом левой ногой назад переходит в заднюю





РИС. 61
РИС. 62-1


правую стойку. При этом он подтягивает правый локоть к телу, вращая в локтевом суставе правое предплечье изнутри наружу, разворачивая правую кисть ладонью вверх, сформировав ее в скрученную кисть.
Правый партнер делает шаг правой ногой вперед и переходит в переднюю правую стойку.
Продолжая движение, на выдохе левый партнер, подавая корпус вперед (движение начинается в тазобедренном суставе), переходит в переднюю правую стойку, разворачивая при это правую кисть ладонью к партнеру. Одновременно правый партнер перемещается в заднюю правую стойку.
Затем левый партнер захватывает правой рукой правое запястье своего партнера и, завершая круговое движение корпусом и руками, возвращается в заднюю правую стойку, вытягивая правую руку партнера к себе влево вниз. При этом партнер перемещается в переднюю правую стойку, накладывая свою левую руку на правое запястье левого партнера.
Теперь правый партнер начинает аналогичное движение. Весь комплекс повторяем 7 раз.

Затем можно поменять руки и повторить комплекс.
При выполнении этого упражнения сначала избегайте оказывать силовое противодействие. Только когда в полной мере освоите последовательность движений, постепенно усиливайте сопротивление и добивайтесь того, чтобы противодействие сопротивлению достигалось не за счет силы, а за счет правильного подключения всего тела в движение.


РИС. 62-2


КОМПЛЕКС ФОРМАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ У—ШУ САНЬ ХУАН ФА
В арсенале различных школ у—шу, как и во других видах единоборств Востока, имеются комплексные упражнения, в которых закрепляется базовая техника, так называемые упражнения формального типа (ката — в карате, тао — в у—шу).
Эти упражнения соответствуют достаточно высокому уровню подготовки, т.к. сочетают в себе технику перемещений с блоками и ударами, координацию движений и пластику, ритмику дыхания с концентрацией и релаксацией.
Поэтому исполнение формальной техники является непременным условием квалифицированных выступлений, в которых спортсмены демонстрируют свое мастерство.
В предлагаемом тао Сань Хуан Фа (Три владыки) по школе Цай сохраняются древние традиции этой внутренней школы: неразрывное сочетание элементов разминочной гимнастики и пластики, зашифрованных боевых движений с дыхательными упражнениями и элементами китайской акупрессуры.
Движения в этом комплексе чередуются в непрерывной плавной последовательности, но с определенной ритмикой: на вдохе медленно, на выдохе ускоренно.
Руки скользят по телу, вписываясь в его рельеф, или перемещаются максимально близко от него.
Особое внимание обращается на синхроннось перемещений с дыханием и движением рук.
Для обеспечения разучивания и отработки синхронности весь комплекс условно разбит на 21 позицию, начало и окончание которых можно проконтролировать с помощью поясняющих рисунков и схем перемещения ног.
Исходное положение, стоим прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены вдоль бедер, ладони повернуты к телу.
1. На вдохе отставляем назад правую ногу и поворачиваемся влево на 90, при этом сгибая в колене левую ногу.
Одновременно правая рука, разворачиваясь против часовой



стрелки относительно своей продольной оси и сгибаясь в локте, скользит тыльной стороной кисти (областью между большим и указтельным пальцами — зона активной точки хэ-гу) по телу от правого бедра к середине живота и далее вверх. Локоть, поднимаясь, сначала закрывает лицо, предплечье прижимается к наружной стороне шеи, ушной раковине и виску, поворачивается горизонтально и ладонью наружу прижимается к левому виску.

Голова под давлением предплечья отклоняется назад. Соблюдайте осторожность!

Движение головы должно быть плавным, мягким.
При этом левая рука разворачивается вокруг своей продольной оси по часовой стрелке, и, сгибаясь в локте, скользит по дуге окружности, прижимаясь большим пальцем и врутренней стороной лучезапястного сустава, сначала к паху, затем вверх и влево по животу чуть выше бедра. Потом локоть отводим назад, кисть разворачивается ладонь вверх, кисть сформирована в скрученную ладонь.
2. На выдохе перемещаем правую ногу влево по дуге окружности сзади левой ноги, не отрывая носок от пола, и поворачиваемся корпусом на 90 вправо, слегка наклоняясь вперед. Правое колено прижато к левой икре.

Левая нога не меняет своего положения.
Одновременно опускаем правый локоть, при этом кисть, касаясь виска, поворачивается пальцами вверх, предплечье вертикально и прижато к левой скуле, голова поворачивается вправо.
В то же время левая кисть совершает круговое движение назад вверх и вперед, касаясь боковой поверхности грудной клетки, поворачиваясь в конце ладонью вниз. Пальцы выпрямляются и направлены вперед, область лучезапястного сустава прижата снизу к грудной мышце.
Продолжая выдох, делаем шаг левой ногой назад и поворачиваем корпус вправо на 90. Правая стопа поворачивается на носке вправо и всей подошвой касается пола, колено согнуто.

Левая нога распрямляется.
Правый локоть опускается вниз, при этом кисть и предплечье поворачиваются вокруг продольной оси по часовой стрелке. Кисть опускаясь, массирует сначала областью точки хэ-гу подчелюстную зону, шею, а затем скользит ребром и тыльной стороной ладони (ладонь поворачивается вверх, кисть сформировывается в скрученную ладонь) по диагонали груди между грудными мышцами, по области солнечного сплетения, далее по области печени к правому бедру.

Локоть отводим назад.
Одновременно левая рука движется вперед вправо и вниз, ла-



донью поворачиваясь к телу и накрывая пупок (подушечка мизинца прижата к животу на 2-3 см ниже пупка). Концентрируем внимание на этой точке.
3. На вдохе делаем шаг левой ногой вперед и влево по дуге, в промежуточном положении, касаясь правой ноги.
При этом левая рука, прижимаясь к телу, сначала разворачивается ладонью вверх, затем предплечье поднимается (кисть направлена вертикально, ладонь обращена влево). На уровне плеч разворачиваем кисть ладонью вправо и сгибаем руку в лучезапяст-ном суставе, отводя его вверх и влево, кисть сформировывается в скрученную ладонь.



Содержание раздела