Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для прове- дения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоемких производств, осуществления прогрессивных на- учно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
В современном мире бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Ныне в западных странах через бюд- жет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП.
Возросшая регулирующая роль бюджета дает основание рассматривать его в ка- честве финансового плана, который служит средством экономической стабильности.
4.5. Бюджетный дефицит и государственный долг
Одним из острейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственно- го долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга это термометры состояния экономики.
Поэтому данной проблеме уделяется значительное внимание со стороны как населения, так и экономистов.
Бюджетный дефицит та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства и фиксирует результат этих изменений.
Источника- ми покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и эмиссия бумажных денег.
Государственный долг это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо (профицитов) бюджетов. Различают государственный долг внешний и
внутренний.
Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам, ложится на страну наи-
большим бременем, так как она вынуждена отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить про-
центы и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно диктует те или иные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг государства вызывает, прежде всего, перераспределение доходов среди населения внутри страны. Выплаты государственного внутреннего долга приводят к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев перехо- дят к более обеспеченным, так как обычно именно последние являются держателями государственных облигаций.
Не менее опасно и другое последствие: подняв ставки налогов (как средство выплаты государственного долга), можно снизить инте- рес к вложению средств в новые рискованные предприятия, сферу НИОКР и т.д., а также усилить социальную напряжен- ность в обществе.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы важнейший источ- ник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить, насколько опасен дефицит бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
Налог обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, полу- чающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важней-
шим звеном финансовой политики государства.
Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
гасить возникшие сбои в системе распределения;
заинтересовывать (или не заинтересовывать) граждан в развитии той или иной форм деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Смит А. сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они поль-
зуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.
4. Налоги должны превышать расходы на содержание армии чиновников по сбору этих налогов.
К настоящему времени сложились два принципа (две концепции) налогообложения.
Первый принцип физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Логично, что тот, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Например, тот, кто
пользуется хорошими дорогами, должен оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в данном случае невоз- можно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица,
имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги, и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удержи- вается из расходов на предметы первой необходимости.
Дело в том, что потребители действуют всегда рационально, т.е. в первую очередь тратят свои доходы на товары и ус-
луги первой необходимости, затем уже на не столь нужные товары.
Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в за-
висимости от взглядов правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах.
Современная налоговая система использует оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и соци-
альной целесообразности.
4.7. Налоговая система
Налоговая система совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:
субъект налога или налогоплательщик лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо. Поэтому рассматривают и носителя налога лицо, которое фактически уплачивает налог;
объект налога доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, не-
движимое имущество, товары и т.д.);
источник дохода доход, за счет которого уплачивается налог;
ставка налога важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессив- ные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (например,
на тонну нефти, кубометр газа).
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциа-