С лета 1998 г. понятие финансового кризиса стало доступным широким слоям населения России. Понятно, сколь возросла в этот период роль специалистов-экономистов в разработке различных аспектов антикризисных программ по преодолению финансовых трудностей и созданию предпосылок для скорейшей стабилизации экономики.
Понятно также, что большинство кризисных проблем обусловлено несовершенством макроэкономического регулирования государства через систему госбюджета, иначе говоря, через систему разработки, прогнозирования и практического осуществления фискальной политики*.
В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых методологических и теоретических аспектах этой проблемы, как представляется, особенно актуальных в наше сложное время. Суть высказываемых соображений, если их сформулировать коротко, заключается в том, что хотя и с опозданием, но и в России начался, по меткому выражению профессора Лондонского университета, автора книги "Экономическая мысль в ретроспективе" М. Блауга, "великий спор" между монетаристами и "фискалистами".
Термин "фискальная политика" был введен в научный оборот Дж.М. Кейнсом. Главное назначение фискальной политики государственное регулирование современной рыночной экономики с использованием
финансово-бюджетных инструментов. Практическое и теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной экономики явилось жесткой необходимостью, возникшей после великой депрессии 30-х годов.
Стало понятно, что для преодоления возникших трудностей следует создать систему конкретных мер, предотвращающих возможные повторения тяжелых кризисных ситуаций. Стабилизация экономики наряду с использованием денежного обращения и кредитно-банковской системы осуществляется через фискальную (fiscal policy) или финансово-бюджетную политику, под которой обычно понимают изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, обеспечивающие полную занятость, производство неинфляционного валового национального продукта и стимулирование экономического роста.
Лауреат Нобелевской премии по экономике П. Самуэльсон писал, что фискальная политика является очень сильным оружием, подобным атомной бомбе. Правительство, утверждал он, должно пытаться использовать ее в здоровом, а не в пагубном направлении.
Поэтому главный вопрос заключается в том, будет ли эта политика конструктивна или окажется неосознанной и непоследовательной.
Данное положение особенно актуально для России, где нестандартная ситуация в экономике затрудняет манипуляции с государственным бюджетом. Важным для нашей страны является также и правильное применение двух возможных направлений фискальной политики дискреционной, заключающейся в сознательной манипуляции налогами и правительственными расходами для достижения макроэкономического равновесия со всеми его проявлениями, и недискреционной политикой встроенных (автоматических) стабилизаторов.
К числу последних прежде всего относится прогрессивная система налогов, при которой налоговые поступления автоматически возрастают в условиях экономического роста и сокращаются в периоды спадов (прямая зависимость). Этот же механизм формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита (отрицательного сальдо) и появлению бюджетного профицита, то есть прибыли (положительного сальдо).
К встроенным стабилизаторам относятся также такие трансферты, как система пособий по безработице, социальные выплаты (обратная зависимость) и т.п.
Сознательное использование возможностей дискреционной и недискреционной фискальной политики означает регулирование экономики путем формирования налогов и расходов в государственном бюджете. Казалось бы, ничего нового такой подход не несет. Но это только на первый взгляд.
На самом же деле фискальная политика представляет собой процесс, подчиненный определенным законам. И ее разработка, необходимая для достижения поставленных целей, зависит от ряда обязательных условий, не всегда соблюдаемых при осуществлении налогообложения и определении расходов государственного бюджета в России*.
В контексте вышеприведенного представления о фискальной политике следует указать на ряд обязательных условий или методологических принципов, необходимых для исследования сущностей взаимосвязей между макро-
экономическими динамическими процессами и показателями фискальной политики как важнейшего инструмента государственного макроэкономического регулирования.
Связь фискальной политики с макроэкономическими процессами позволяет говорить о ней как об одном из элементов макроэкономики.
При этом важно отметить, что макроэкономика, по определению, является разделом науки об экономике как едином целом, в отличие от микроэкономики раздела науки об отдельных рынках и экономических субъектах (агентах). Часто встречающееся, даже в среде профессионалов, представление о макроэкономике как о каком-то "втором уровне" экономики не позволяет понять ее специфику как системы совокупных (агрегированных), рассчитанных по конкретным методикам количественных показателей, выраженных в конечном счете в денежной (ценовой) форме национальных деньгах или конвертируемой валюте*.
Поэтому все макроэкономические исследования в качестве изучаемого объекта имеют вышеназванную систему количественных показателей. Поэтому же в сфере макроэкономического анализа прежде всего фигурируют деньги как измеритель, с одной стороны, всех видов ограниченных ресурсов, примененных и потребленных в течение определенного периода времени, а с другой стороны общей величины продуктов и услуг, созданных и реализованных за то же время.
Грандиозность процессов, скрывающихся за этими понятиями, трудно представить, даже имея незаурядное воображение! Чтобы справиться с подобными трудностями для изучения названных процессов используется метод системного анализа, моделирования макроэкономических объектов.
Макроэкономическая модель позволяет с помощью рассчитанных совокупных показателей дать общее представление о состоянии национальной экономики не только с количественной, но и с качественной стороны; показатели фискальной политики являются ее органической составной частью**.
Как и все другие количественные макроэкономические характеристики, показатели фискальной политики не являются статическими, а отражают
Соответственно движению основных макроэкономических показателей изменяются и параметры показателей, используемых в фискальной политике. Ниже приводится абстрактная модель динамики макроэкономического процесса.
АД динамический ряд;
АБ и ГД периоды экономического роста;
БВ период стагнации;
ВГ период спада.
Подобные абстрактные модели характеризуют не только общую макроэкономическую динамику, но и динамические ряды тех показателей внутренней структуры экономики, которые определяют разнонаправленные движения ее многочисленных частных составляющих. Это в полной мере относится к взаимодействию конкретных показателей фискальной политики и макроэкономической динамики.
Достоверно оценить состояние экономики в той или иной стране можно лишь спустя какое-то время после происшедших в ней изменений. Ибо собрать статистические данные о всех важнейших сторонах экономической жизни, обработать их, превратить в динамические ряды, проанализировать полученные результаты и т.д. и т.п. все это исключительно трудоемкие и сложные процессы, которые занимают массу времени. Но самое главное заключается в том, чтобы полученные выводы достаточно точно и полно выражали суть происходящих событий, их конкретную динамику.
В современных условиях все эти проблемы решаемы, и в развитых странах осуществляются всесторонние разработки основных макроэкономических моделей; познаны законы, управляющие их динамикой; созданы методология и методики расчетов показателей, прогнозирования и др.
Среди макроэкономических расчетных показателей особо важную роль играют: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), а также другие показатели, характеризующие отдельные стороны единого макроэкономического процесса.