В соответствии со ст. 146 УК РФ признается преступлением незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб. Действующее законодательство обеспечивает охрану и других объектов интеллектуальной собственности, к которым относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Патентный закон (1992 г.) призван защитить интересы правообладателей и воспрепятствовать нарушению изобретательских и патентных прав.
УК РФ также содержит нормы, направленные на защиту данного вида интеллектуальной собственности.
В соответствии со статьей 147 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав. Нарушение изобретательских и патентных прав может быть выражено в незаконном использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца, в разглашении без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, в присвоении авторства или в принуждении к соавторству.
Присвоением авторства является подача заявки от своего имени на чужое открытие или изобретение, либо получение незаконным способом на свое имя документа об открытии или изобретении лицом, не являющимся их автором. Присвоение авторства может быть совершено в результате обмана, путем воспроизведения открытия или изобретения или рационализаторского предложения, на которые уже были выданы документы, свидетельствующие об авторстве.
Нарушение изобретательских и патентных прав является одной из наиболее опасных форм недобросовестной конкурентной борьбы и осуществляется с использованием методов промышленного шпионажа.
Продажа товара с незаконным использованием средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
К средствам индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг относятся: товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, предупредительная маркировка, сходные обозначения.
В настоящее время, товары, имеющие утвержденные в установленном законом порядке средства индивидуализации, подделываются настолько искусно, что установить подделку порой можно только после тщательной экспертизы. Особенно часто подделываются ярлыки товаров с названиями фирм, имеющих высокую репутацию на рынке.
В мире хорошо известна французская фирма BIC – крупнейший производитель канцелярских принадлежностей. В последнее время эта фирма несет значительные потери. В Китае, индии, Арабских эмиратах возникла целая индустрия подделок под BIC.
Эта продукция реализуется и в России. По разным оценкам, в России реализовано более 120 млн только фальшивых ручек.
О масштабах подобного бизнеса дает представление следующий пример. Несмотря на указанные проблемы производители товаров иногда допускают ошибки, которые позволяют преступникам подделывать их товары и ярлыки. Одной из наиболее распространенных ошибок является использование товаров и ярлыков, которые уже давно успешно подделываются преступниками.
Например, недавно был выявлен случай, когда в страны Персидского залива экспортировалось поддельное мыло, ничем или почти ничем не отличающееся от настоящего и снабженное всеми этикетками фирмы, имеющей высокую репутацию.
По мнению экспертов (5), общая программа предотвращения подделок может состоять из следующих основных мероприятий:
Перед тем как обратиться за услугами в какую-либо организацию с просьбой о разработке средств защиты, следует убедиться, что деятельность этой организации не носят скрытный преступный характер.
Если на фирме принята программа борьбы с мошенничеством, то весь ее персонал должен быть обучен методам выявления подделок. Процесс обучения должен происходить непрерывно под руководством управляющего.
Правовая защита средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг
Правовое регулирование использования данных объектов интеллектуальной собственности обеспечивается специальным законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (1992г.). Защита данных объектов интеллектуальной собственности обеспечивается также уголовно-правовыми нормами.
Статьей 180 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Незаконным являются следующие действия в отношении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну: собирание, разглашение, незаконное использование. Незаконная деятельность, направленная на получение различных сведений, составляющих коммерческую тайну, получила широкое распространение во всех промышленно развитых странах.
Рентабельность ее определяется той ключевой ролью, которая играет коммерчески важная информация в современной конкурентной борьбе.
Специалисты выделяют следующие основные каналы утечки конфиденциальной информации:
Принято различать внешние и внутренние угрозы сохранности коммерческой тайны. Внешние угрозы возникают вследствие непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, из-за неумелой постановки взаимоотношений фирмы с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации, а внутренние – инициируются персоналом предприятия.
Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем:
Действия извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывания с целью получения информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание ведущих специалистов на конкурирующую фирму и т.п.
По оценкам психологов, до 25% всех служащих фирм, стремясь зарабатывать средства любыми способами и любой ценой зачастую в ущерб интересам своей фирмы, ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи.