Нелегальный рынок трансплантантов


Лица со вторичной теневой занятостью заняты чаще в отраслях с относительно низким уровнем оплаты труда, а также с характером работы, допускающим относительно свободный режим. Численность занятых в неформальном секторе на условиях первичной занятости, рассчитанная на основе социологических опросов населения, составляет около 40 млн. человек, из них учащиеся – 0,8 млн., пенсионеры – 0,6 млн., занятые в домашнем хозяйстве – 1,4 млн., учитываемые как безработные – 1,2 млн. человек.
Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран. Сопоставимые размеры имеет неформальный сектор занятости лишь в Италии, где доля теневой экономики достигает 30%.

Эти масштабы сопоставимы с уровнем теневого рынка труда в развивающихся странах, где его доля составляет 25-45%.
Согласно данным социологических опросов, в сельской местности неформальная занятость намного меньше, чем в городах. В последних неформально занято около 36% экономически активного городского населения, в том числе без учета вторичной занятости – 10%.

Относительно регулярная занятость составляет соответственно около 17 и 7% (6).
Вовлеченность населения в неформальную занятость возрастает по мере снижения социально-профессионального статуса. Исключение составляют пенсионеры. В неформальную занятость вовлечено значительно больше лиц с высокими доходами, чем с низкими, что может свидетельствовать о более высоких доходах лиц , вообще имеющих дополнительную занятость.

Специалисты объясняют этот факт тем, что более высокий уровень доходов соответствует более высокой конкурентоспособности на рынке труда.
Особенностью российского теневого рынка труда является значительное его расслоение и поляризация. На одном полюсе находятся занятые с очень высоким уровнем доходов, что позволяет им перейти в более крупный бизнес.

На другом – представители бедных слоев населения, лица с пониженной трудоспособностью, люмпенизированные слои. Для них возможность найти работу в формальном секторе экономики ограничена.
Характерной особенностью российского теневого рынка труда является размывание границ между формальной и неформальной занятостью. С одной стороны, происходит отток занятых из формального сектора в неформальный, с другой – занятость в формальном секторе все больше приобретает такие черты, как массовое сокрытие доходов и несоблюдение трудового законодательства в части социальных гарантий работникам.

Значительная часть занятых в неформальном секторе поддерживает тесную связь с формальным сектором.
Высокий уровень вторичной трудовой теневой занятости среди лиц, имеющих работу в формальном секторе экономики, обусловлен нестабильность и низкой заработной платой в государственных структурах, нестабильным положением многих предприятий негосударственного сектора. Теневая занятость также нестабильна, что удерживает работников от увольнения с основного места работы даже при низкой заработной плате.
Значение неформального сектора для российской экономики неоднозначно. С одной стороны, весьма позитивна его роль в обеспечении дополнительной занятости населения и увеличении его доходов, расширении производства товаров и услуг.

Неформальный сектор сдерживает резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы. Он предоставляет возможность для многих выбрать удобный режим работы.
Вместе с тем неформальный сектор занятости порождает множество социальных проблем. Здесь отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, качеством предоставляемых товаров и услуг, занятые работники теряют квалификацию и профессиональные навыки.

Скрытая занятость создает дополнительные условия для развития криминальной среды. Государство теряет значительные средства в результате сокрытия доходов от налогообложения.
Нелегальный рынок трансплантантов
В настоящее время ни одна страна не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности в человеческих органах для пересадки, и число людей, ожидающих операции по пересадке органов, растет быстрее, чем их предложение. Так, например, в Ирландии лишь 85 процентам пациентов, проходящим лечение с помощью диализа, делается операция по трансплантации в течение первого года, в то время как в Соединенных Штатах Америки число таких лиц составляет 25 процентов, а в Японии – менее десяти процентов. Как указывает статистика, в одних только Соединенных Штатах Америки по состоянию на июнь 1991 года 24 000 лиц ожидали операции по трансплантации.



В Австралии число лиц, которые ожидают трансплантацию почек, в настоящее время составляет 2000 человек, причем каждый год совершается около 400 таких операций. Средний период ожидания такой операции составляет три года.
Такое положение не могло не быть использовано преступными организациями, поскольку при дефиците имеющихся для пересадки органов преступная деятельность в этой области может принести высокие доходы. Как заявил директор Австралийского института криминологии, "не удивительно, что возник "черный" рынок..., на котором человеческие органы продаются по высокой цене". Большое число бедных и бездомных лиц, в том числе детей, в городских районах, особенно в развивающихся странах, являются главными поставщиками органов, предназначенных для пересадки.

По мере технического прогресса, который позволяет продлить срок сохранения органов после их удаления и осуществлять их транспортировку на большие расстояния, "черный" рынок этих товаров, безусловно, приобретет еще большее значение.
Одна из причин возникновения обстановки тревоги за судьбу похищенных людей объясняется подозрением на то, что их убивают в целях использования органов. Хотя сведений о том, что людей похищали именно с этой целью, очень мало, бесспорно одно: "черный" рынок органов человеческого тела существует и приносит прибыли.



Например, в Аргентине известны случаи серьезного злоупотребления процедурой трансплантации, когда у пациентов, находящихся в состоянии клинической смерти на основании сфабрикованных сканограмм мозга, нередко удаляли роговицу глаза.
Отмечены случаи экспорта человеческих органов с использованием поддельных документов и подтвержденные случаи продажи человеческих органов из Аргентины, Бразилии, Гондураса, Мексики и Перу покупателям из Германии, Италии и Швейцарии.
С экономической точки зрения значительное влияние на развитие нелегального рынка трансплантантов оказывает содержащийся в законодательстве большинства стран запрет на куплю-продажу органов и тканей.
Так, согласно закону США о трансплантации органов (1984 г.) запрещается продажа органов и тканей человека для пересадки. Органы человеческого тела могут только жертвоваться.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 22.12.92 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли – продажи.

Купля – продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, хотя законодательство и запрещает продажу органов и тканей, оно не может обесценить их как товар. Вместо этого оно мешает людям – владельцам органов (живым или семьям умерших доноров) узнать их реальную экономическую ценность и, возможно, предложить их нуждающимся.

В результате многие вынуждены либо обходиться без легальных трансплантантов и либо обращаться к услугам дельцов черного рынка, либо оставаться без перспектив на излечение и продление жизни.
Отсутствие легального рынка трансплантатов с экономической точки зрения приводит к многомиллиардным долларовым потерям как у потенциальных доноров, не реализующим трансплантаты по их действительной стоимости, так и у реципиентов.
Такова экономическая точка зрения на причины возникновения и развития нелегального рынка трансплантатов. Безусловно, существуют и веские доводы против запрещения продажи органов человеческого тела. Первый связан с проблемой неполноты информации.

Продавцы могут скрывать неблагоприятную информацию о состоянии своего здоровья. Но экспертами высказывается мнение, что и в этом случае проверка и связанные с ней издержки будет боле эффективной, чем запрещение продажи.
Второй довод заключается в том, что распределять предметы насущной необходимости в зависимости от платежеспособности является несправедливым. Данный довод не экономического характера, однако, и у него есть экономический аспект. Установление цены крайне дефицитного блага на нулевой отметке вызывает резкое ограничение его предложения, обострение дефицита блага и развитие нелегального рынка, перераспределяющего основную массу прибыли в пользу криминальных посредников.

Одним из отрицательных результатов для желающих стать донорами лиц, особенно из числа малообеспеченных граждан, является невозможность официально предложить свои органы по реальной рыночной цене и необходимость уступать их по заниженной цене криминальным посредникам.
Организованная проституция
История развития рынка услуг по продаже человеческого тела уходит корнями в седую древность. С давних пор этот рынок контролируется преступными организациями.



Содержание раздела