Главной задачей МНС РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районо в городах в пределах их компетенции. Министерство по налогам и сборам России, осуществляя свою главную задачу, выполняет предусмотренные законодательством функции, а должностные лица пользуются предоставленными правами.
Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для МНС РФ и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах. Функции и права Государственной налоговой инспекции закреплены в Положении о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.
Федеральная служба налоговой полиции. В марте 1992 г. при Государственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговых расследований.
Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995г.) организованы федеральные органы налоговой полиции (правопреемники ГУНР), которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ. Основными задачами Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:
Права, обязанности ФСНП закреплены Законом РФ от 24 июня 1993 г. 5238-I "О Федеральных органах налоговой полиции" (с изменениями от 17 декабря 1995 г.) Среди правоохранительных органов, осуществляющих финансовый контроль, следует также назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в частности, Управление по борьбе с экономическими преступлениями), Государственный таможенный комитет РФ. Для осуществления государственного финансового контроля за отдельными специфическими сферами деятельности созданы дополнительные органы контроля.
Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет государственный финансовый контроль в области кредитования, проведения расчетов, организации и регулирования денежного обращения, валютных операций. Основными целями деятельности Банка России являются:
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России выполняет следующие функции:
Постановка на учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории России идентификациоUный номер налогоплательщика.
На основе данных учета Государственная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом:
Одной из форм налогового контроля является налоговая проверка. Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.
Различают два основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.
В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить ее продолжительность до трех месяцев.