Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капитала (FATF), включила Россию в список 15 стран, в которых налоговое законодательство провоцирует отмывание денег, а государственные органы не проявляют должного рвения в борьбе с этим злом.14
Такова современная картина уровня коррупции в России. Очевидно, представленные данные служат хорошей иллюстрацией к доводу о необходимости борьбы с данным злом.
3. Меры по борьбе с коррупцией. Исходя из выявленных закономерностей появления, становления и развития коррупции, должны, очевидно, вырабатываться (опять же с участием всех общественных сил) конкретные методы и формы борьбы с коррупцией как доминирующим социальным злом трансформационного периода.
Речь идет о выработке и совершенствовании мер репрессивного характера, нацеленных на неуклонное подавление коррупционных правонарушений путем формирования соответствующей законодательной базы.
Именно такую направленность имеет проект федерального закона О борьбе с коррупцией15, подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы, который, исходя из его содержания, уместнее было бы назвать законом Об уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения. В данном проекте определены субъекты правонарушений, связанных с коррупцией, сформулированы специальные требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, определены меры финансового контроля за ними, а также уже выполняющим эти функции, осуществлена классификация коррупционных правонарушений и установлены меры ответственности за них и порядок устранения последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с духом и буквой проекта закона определены органы, ведущие борьбу с коррупцией.
По мнению разработчиков данного проекта, борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы.
Причем в указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией, к которой привлекаются общественные объединения и граждане в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем неоспоримо и другое масштабы коррупции во многом зависят от характера принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников.
Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов.
Примечательный пример из этой области содержится в Отчете о мировом развитии за 1996г. Всемирного банка.
В нем, в частности, констатируется, что в паспортных отделах США коррупция практически отсутствует, так как граждане имеют право обращаться за паспортом в любое из многочисленных отделений, а общенациональная система регистрации исключает возможность повторного получения паспорта. Чтобы избежать взяток за более быструю выдачу паспортов, паспортные отделы сами предлагают ускоренное оформление за отдельную плату.
И в определенной мере такое дублирование сводит на нет возможность подкупа должностного лица клиентами. Таким образом, расходы взяточников превышают возможную выгоду.16
В идеале здесь должен превалировать единственно разумный
принцип взаимодействия: предприниматели в установленных случаях направляют в государственные органы уведомления о своих действиях, а эти органы контролируют соблюдение принятых правил.
Однако особо важную роль в демонополизации властных полномочий призвана сыграть законодательно закрепленная практика участия легитимных предпринимательских и иных общественных организаций в выработке органами законодательной и исполнительной власти решений экономического и социального характера.
Президент трижды не подписывал этот закон. Прописанные в нем меры финансового контроля над частными лицами показались руководству страны слишком жесткими, нарушающими права человека.
Как видим, между причинами коррупции и методами борьбы с ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается искоренению данного феномена, а не его последствий.
Борьба с коррупцией будет тем действеннее, чем стабильнее экономическая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические институты и традиции в обществе. Достижение такого уровня общественного развития сможет свести коррупцию до минимума, сделать ее социально безопасной.
Заключение. Подводя итоги исследования коррупции как формы теневого лоббирования экономических интересов заинтересованных групп, следует сделать некоторые выводы относительно данной проблемы.
Во-первых, коррупция является, по общему признанию, неизбежным спутником политики. Там, где должностное лицо имеет доступ к распределению благ, всегда будет потенциальная возможность давления на него со стороны заинтересованных лиц.
Под благом в данном случае понимаются не только материальные ресурсы, но и воля чиновника наложить или снять запрет, предоставить возможность какой-либо деятельности и т.д.
Во-вторых, высокий уровень коррупции заставляет обращать все больше внимания на эту проблему. Современные средства по борьбе с коррупцией должны включать не только меры репрессивного характера, но и усовершенствование законодательства.
Последнее направление должно стать приоритетным для России на современном этапе строительства правового государства.
В-третьих, консолидация общества в противостоянии данному общественному злу является необходимым условием успеха в борьбе с коррупцией.
В целом, представляется очевидным, что проблема исследования коррупции еще не исчерпана полностью. Реальность вносит коррективы в самые, казалось, очевидные вещи. Не исключено, что в будущем проявятся новые формы проявления коррупции и теневой деятельности вообще.
Задача общества и государства снизить вероятность этого до минимума.
Список использованной литературы.
1 Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией// Журнал российского права. 2000г. №7.
2 Проект федерального закона О борьбе с коррупцией ГД ФС РФ ст.2 Ноябрь 1997г.
3 Маркс К. Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд.
Т. 8. С. 211-213.
4 Годовой доклад Торгово-промышленной Палаты РФ, 1996г. С. 6.
5 Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2005г. С. 8.
6 От плана к рынку. Отчет о мировом развитии, 1996г. Международный банк реконструкции и развития// Всемирный банк. 1996.
С. 133.
7 Независимая газета. 1997. 2 октября
8 От плана к рынку. Отчет о мировом развитии.
1996г. С.133.
9Махинации с капиталом.// Экономические новости России и стран Содружества. 1995.
Апрель. №8. С.16.
10 Независимая газета. 6 сент.
2000г.
11 Теневой образ жизни.// Полис. 2000г.№ 4. С.19-23.
12 Особенности менеджмента в России.// Управление персоналом. 1999г. №9.
С.54.
13 Особенности менеджмента в России.//Управление персоналом. 1999г. №9.
С.53.
14 Коррупцию шлагбаумом не перекроешь//Парламентская газета. 1 февр.
2001г. С.3.
15 Проект закона О борьбе с коррупцией ВС РФ 1993.
. 16 От плана к рынку. Отчет о мировом развитии.
1996. С.135
17 Коррупцию шлагбаумом не перекроешь.//Парламентская газета. 1 февр.2001г.
С.3.
18 Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества стран-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией//Журнал российского права. 2000г. №7.
С.48.