Проведенные расчеты эффективной ставки налогов и платежей показывают , что общее бремя налогов и платежей в России оценивается в 57 -60 % , что на 15- 16 пунктов выше , чем в анализируемых зарубежных странах , и намного выше уровня налоговой ловушки
( 40%) , когда инвестирование в развитие производства уже невыгодно ;
льгота по освобождению прибыли направленной на развитие производства , от налога на прибыли снижает ЭС не более чем на 9 пунктов ( при инвестировании всей прибыли ) , что не позволяет выйти из налоговой ловушки ;
степень налогообложения различных факторов ( амортизации , заработной платы и прибыли ) выше , а доля чистых доходов , за исключением чистого заработка , в добавленной стоимости ниже , чем в этих странах .
Таким образом для стимулирования хозяйственной активности , с одной стороны , и гармонизации налоговой системы России с зарубежными странами , с другой стороны , необходимо снизить ЭС в России по крайней мере до уровня 40 - 45 % . Это может быть достигнуто при отмене спецналога на добавленную стоимости , налог на сверхнормативную заработную плату , отмене налогов на жилищное строительство и содержание объектов социально- культурной сферы , отчислений в дорожный фонд от валовой выручки , установлении следующих ставок налогов : НДС - 15 -18 % , суммарных начислений на заработную плату -25 -35 % , налог на прибыль - 25 -30 % . Ставки налогов на дивиденды и на имущество можно оставить на том же уровне . При этом существенных изменений процедуры оценки и уплаты основных налогов не потребуется , а уменьшение поступлений налогов и платежей предлагается компенсировать за счет резкого увеличения акцизов на вредные продукты , роста рентных платежей , платы за землю . Кроме того , такое уменьшение будет частично компенсировано за счет увеличения налоговой базы . Еще более возрастет налоговая база в будущем , так как ослабление налогового бремени создает условия для развития производства .
Таким образом , анализируя все выше сказанное и проекты Налогового кодекса , я считаю , что проводить реформу целесообразно в два этапа . На первом этапе , учитывая особенности нынешней экономической ситуации , следует в течении года сократить количество налогов ( как федеральных , так и местных ) , довести их размер до приемлемого уровня и усовершенствовать механизм сбора .
А вот переход ко второму этапу ни в коем случае не должен быть поспешным , чтобы в очередной раз не появилось “ недоношенное детя “ .
Представляется , что проект НК , вносимый в Госдуму Правительством , и его альтернативные варианты , разработанные группами независимых специалис-тов , необходимо широко обсудить и тщательно проработать с участием всех заинтересованных . По-видимому на это уйдет не менее полугода . А до утвержде-ния окончательной редакции НК в Госдуме целесообразно установить мораторий на принятие новых налогов и изменение действующих . Это позволит четче разобраться в том , какие же принципы налогообложения наиболее полно соответствуют этапу перехода нашей страны к рынку , что принесет пользу , а что вред .
Ответ на этот вопрос , наверное , будет наиболее полным , если в течении 3 -6 месяцев в 2-3 регионах страны провести эксперимент и проверить практикой эффективность различных моделей и концепций налогового законодательства , чтобы после обобщения опыта принять наконец такое налоговое законода- тельство которое будет стабильным на многие годы . Учитывая , что у нас нет запрета на проведение научных дискуссий или ограничений в законодательной инициативе , следует может быть , делать разумные предложения , и наиболее важные проекты нормативных актов обсуждать в прессе .
В целом подготовленный кодекс - существенный шаг вперед по сравнению с законом “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации “ . Однако , на мой взгляд , НК содержит ошибочные положения , в том числе концептуального характера . Если их не исправит , то те важные задачи по совершенствованию системы налогообложения не будут решены полностью .
Самым главным недостатком проекта является несоответствие его отдельных положений вновь принятым законодательным актам , в первую очередь Гражданскому кодексу . Например , сразу же обращает на себя внимание норма п.4 ст. 113 кодекса о первоочередности налоговых обязательств по отношению к другим обязательствам , что противоречит ст.64 и п.2 ст. 885 ГК РФ .
В ст. 62 и главе 14 кодекса вводится и раскрывается понятие “ налоговый учет “ , тем самым он противопоставляется бухгалтерскому ( финансовому ) учету.
Как результат - на налогоплательщиков возлагается дополнительная обязанность в области учета хозяйственной деятельности . Получается , что для удовлетворения интересов учредителей , акционеров , кредиторов , контрагентов и других пользователей предприятия обязаны вести один вид учета со своими правилами , а для налоговых притязания государства - совершенно другой вид учета со своими правилами .
Неудачно изложены в кодексе процессуальные налоговые нормы . Составители , очевидно , недостаточно хорошо знакомы с практической деятельностью нижнего звена налоговых органов . Поэтому предлагаемые нормы получились неэффективными . По сравнению с действующем законодательством они содержат неоправданный уклон в сторону урезания прав налоговых органов . Похоже , авторы готовили проект , исходя из примата добросовестности налогоплательщика . Действительность , увы , пока иная , поэтому в нынешних условиях поступление налогов в бюджеты будет выглядеть весьма проблематичным .
Для предупреждения и пресечения бестоварных и иных фиктивных операций, а также операций , не отражаемых в учете , особенно важно закрепить в кодексе меры обеспечения производства по делам , вытекающим из текущего контроля , в частности : задержание лиц , осуществляющих хозяйственные операции ( при отсутствии у них документов , удостоверяющих личность , и права на осуществление хозяйственных операций ) ; временное изъятие материальных ценностей и денег , на которые отсутствуют и которые содержатся бесхозно , подакцизных товаров , не имеющих акцизных марок и т. п. В некоторых санкциях за нарушение правил учета и осуществления хозяйственных операций следует предусмотреть такой вид ответственности , как конфискация товара . Все выше перечисленные недоработки НК замедляют развитие налоговой системы России ,
а противоречие НК с другими видами законодательств и вовсе тормозит развитие , поэтому надо решать вопрос о взаимодействии налогового законодательства с гражданским , финансовым , административным , бухгалтерским и уголовным и возможно , другими видами законодательств.
ГЛАВА 1 .
Налоги , их функции .
Налоги , как известно , являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов . Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством . Однако еще в “ Великой хартии вольностей “ принятой в Англии в 1215 году , записано , что налоги вводятся только с согласия нации , и это следовало бы учесть нашим законодателям при изменении конструкции налоговой системы .
Если в Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходило с середины 18 века и было вызвано потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности ( ее родоначальником следует считать А . Смита , который в работе “ О богатстве народов “ ( 1770 г. ) раскрыл понятие налога , и определил его место в хозяйственной жизни и сформулировал основные принципы взимания ) , то в России зарождение науки о налогах происходит только в настоящие время .
По утверждению Смита , налог - это бремя , накладываемое государством в форме закона , регулирующего его размер и порядок уплаты . Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц .
Важнейшие положения и принципы налогообложения , разработанные буржуазной наукой под названием “ Общая теория налогов “ , получили законода-тельное и , зачастую , конституциональнное закрепление во многих странах Западной Европы . Действующая налоговая система России базировалась в основном на зарубежном опыте , так как во время ее создания в течении 1991-1992 годов отечественного опыта налогообложения еще не было накоплено В настоящее время перед законодателями стоит ответственная задача заложить основы налоговой политики государства , действенности которой будет зависить экономическое положение страны .
Налоги выполняют , как известно , две основные функции : фискальную и регулирующую , которые взаимосвязаны и взаимозависимы , причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой .
В свою очередь регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую . Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости , вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении .