Пособие по безработице выплачивается из расчета 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы в первые 3 месяца с начала его выплаты, следующие 4 месяца - 60%, затем 45%. При наличии у безработного иждивенца размер пособия или стипендии увеличивается на 10% на каждого иждивенца.
Но при этом максимальный размер пособия не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
Тем, кто ищет работу впервые, пособие выплачивается в размере минимального заработка, установленного законом, Пособие можно получать частями не реже 2 раз в месяц и оно освобождается от налогов.
Выплата пособия может быть прекращена тем, кто отказался от 2-х подходящих предложений, то есть той работы, которая подтверждена дипломом или записью в трудовой книжке. Отказаться от предложенной работы можно, если новая работа связана с переменой места жительства, если заработная плата на новой работе меньше, чем за последние 2 месяца по последнему месту работы, если условия труда не отвечают нормам и правилам по охране труда.
Различают следующие виды безработицы:
1. Добровольная. Она существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы или характер, условия труда (тяжелый, не престижный, монотонный труд), и люди не хотят работать.
2. Вынужденная. Она существует при отсутствии рабочих мест.
При этом обнаруживаются следующие формы безработицы:
а) Текущая или временная не занятость из-за неравномерного развития отраслей и регионов, а также спада производства, когда одни предприятия закрываются, а другие, напротив, расширяют производство. Рабочие и служащие то теряют работу, то вновь находят ее, переходя с одного предприятия на другое, из отрасли в отрасль.
б) Скрытая безработица, Сюда относятся те, кто занят неполный рабочий день (часть сельскохозяйственного населения, рабочие отравленные в принудительный отпуск или работающие неполный рабочий день, неделю).
в) Застойная, то есть связанная с исчерпанием возможного спроса на рабочую силу, когда общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных и люди больше го-да не могут найти никакой работы. ,
г) Технологическая безработица, возникающая в результате использования новых технологий и оборудования. Она связана с высвобождением людей вследствие НТП, перехода к малолюдной и безлюдной технологии, то есть является результатом прямого вытеснения рабочих новыми трудосберегающими технологиями.
В западной литературе различают следующие формы безработицы:
1. Фрикционная безработица. Она связана с неповоротливостью рынка труда. Это временная безработица, когда работник оказывается как бы "между работами" и связана со временем поиска работы.
Сюда относятся люди, которые ищут более высокооплачиваемую или более интересную работу, меняют место работы, переквалифицируются, бросают работу из-за учебы или Для ухода за детьми. Здесь и те, кто впервые ищет работу.
2. Структурная безработица. Она связана с высвобождением рабочей силы под влиянием структурных сдвигов в экономике, изменением спроса на отдельные профессии. Структурные сдвиги в экономике приводят к изменению роли и места различных отраслей, что порождает серьезные диспропорции в использовании трудовых ресурсов. С одной стороны, возникают быстрорастущие отрасли, базирующиеся на авангардных технологиях которые предъявляют повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу.
С другой стороны, ряд традиционных отраслей приходит в упадок, сопровождающийся сокращением потребности в рабочей силе. В результате устраняются одни рабочие места и создаются другие, возникают новые технологии, что меняет структуру спроса на рабочую силу. Поэтому, чтобы найти работу, людям надо приобретать новую профессию.
В связи с этим, структурная безработица носит более долговременный характер, чем фракционная безработица, где не надо менять профессию, квалификацию, чтобы сменить место работы.
3. Циклическая безработица. Она возникает в период кризиса и связана со спадом производства.
Колебание деловой активности вызывает падение спроса на рабочую силу во всех отраслях, регионах, сферах деятельности.
Если бы система информации была налажена лучше, то это позволило бы снизить уровень данной безработицы.
Причины безработицы могут быть общими для всех стран и специфическими для каждой из них. Общие причины безработицы связаны с научно-техническим прогрессом, быстрым ростом населения, несовершенством механизма рыночного равновесия.
Действительно, быстрые технические изменения приводят к высвобождению рабочих из процесса производства, вызывают моральное старение все большего числа профессий и рабочих мест. Новые рабочие места, обладающие большей производительностью, не в состоянии поглотить всю высвобождающуюся рабочую силу.
К этому следует добавить рыночную стихию, циклические колебания, порождающую кризисы, а значит, и рост безработицы.
В России наличие безработицы связано, во-первых, с наследием административно-командной системы, для которой была характерна нерациональная организация рабочих мест и технологических процессов, ведущая к перенасыщению производства избыточной рабочей силой; не заинтересованность администрации в сокращении лишних работников в связи с необходимостью участия в работах, не связанных с непосредственным производством (сельскохозяйственные работы, работы на овощных базах, заседания и митинги во время рабочего дня, встречи и прочие мероприятия), что заставляло администрацию сознательно идти на завышение численности персонала, тем более что фонд заработной платы выделялся под численность работающих; слабая территориальная и социальная мобильность населения и проч. Во-вторых, с новыми явлениями, в связи с переходом к рынку, с необходимостью глубокой структурной перестройкой производства и ломкой действующих административно-управленческих структур.
В-третьих, с падением производства из-за распада СССР (вследствие разрыва экономических связей), появлением проблемы беженцев, с межнациональными конфликтами и проч. В-четвертых, в связи с резким сокращени-. ем вооруженных сил.
Только государство может уменьшить безработицу в целом. Поэтому решением проблемы безработицы должно заниматься государство, призванное обеспечить спокойствие и безопасность в обществе. Это можно обеспечить путем:
1) мобилизации факторов экономического роста;
2) сохранения занятости на перспективных предприятиях в рамках политики их "точечной" поддержки;
3) поддержки малого и среднего бизнеса, самозанятости,' фермерства за счет льгот по кредитам, налогам и аренде, упрощение возможности открытия собственного дела;
4) финансово-экономическая помощь, льготам предприятиям и регионам, создающим новые рабочие места;
5) снижения учетной ставки процента за кредит, стимулирующую предпринимательскую деятельность, что приведет к рассасыванию безработицы;
6) улучшения информации о возможностях занятости;
7) поощрения мобильности рабочей силы за счет государственных субсидий, выплаты "подъемных" и проч.;
8) увеличения отчислений предприятии и организаций в Фонд занятости;
9) улучшения использования ресурсов Фонда занятости на переподготовку людей, имеющих статус безработного;
10) создания автономной государственной системы переподготовки кадров;
11) развития социально обоснованных видов незанятости (обучение, домашнее воспитание малолетних и несовершеннолетних детей, уход за престарелыми и инвалидами, льготная и досрочная пенсия);
12) организации общественных работ, особенно в депрессивных регионах, сворачивающих производство и закрывающих нерентабельные градообразующие предприятия;
13) конверсии военного производства.
Безработица пагубно сказывается на всей экономической и политической обстановке в стране. Она ведет к экономическим и социальным потерям из-за сокращения национального производства и доходов населения, из-за потерь квалификации рабочей силы и деградации определенной части населения, из-за снижения уровня жизни населения. Безработица ведет к распаду семей, росту преступности, наркомании, росту самоубийств, повышению смертности, психических расстройств.
Кроме того, массовая безработица увеличивает нагрузку на бюджет в силу роста выплат пособий и сокращения поступлений от налогов, что мешает реализации социальных программ.Таким образом, безработица является серьезной проблемой для всего общества.
В настоящее время добровольная незанятость граждан признается законом и не осуждается обществом как тунеядство. Поэтому государство не занимается выявлением неработающих членов общества. Теперь сам гражданин, если он оказался незанятым вынуждено, обращается за помощью к государству в Государственную службу занятости, которая оказывает реальную помощь в трудоустройстве безработных.
Ее возглавляет Государственный комитет РФ по занятости населения.
В краях, автономных областях, автономных округах, городах и районах действуют центры занятости населения.
Финансирование всей этой системы осуществляется за счет средств Государственного Фонда Занятости. Он образуется за счет средств бюджета, обязательных страховых взносов с заработков работников, обязательных отчислений предпринимателей.
Службы занятости выполняют следующие функции:
1. Осуществляют сбор информации о положении на рынке труда, ее анализ и составление прогнозов о динамике спроса и предложения на рабочую силу.
2. Обеспечивают информирование трудящихся и работодателей, обращающихся в службу занятости, о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или
иную профессию.
3. Организуют профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации граждан, если этого требует трудоустройство граждан, профориентацию и трудоустройство высвобождаемых с предприятий и организаций работников.
4. Оказывают материальную и социальную поддержку гражданам, потерявших работу, высвобождаемых с предприятия, из учреждений, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва путем предоставления компенсации работникам, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организации, выплаты стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, выплаты пособий по безработице, предоставления возможности участия в оплачиваемых общественных работах, компенсации затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
5. Оказывают содействие безработным гражданам в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса, осуществляя консультирование и профессиональную ориентацию безработных в целях определения возможности их эффективной деятельности в качестве предпринимателей, обучения безработных граждан основам предпринимательства, проведении консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-плана и ведению финансовой документации, оказывая финансовую поддержку предпринимателям на стадии становления собственного дела.
Наряду с государственными службами занятости существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, региональных и молодежных организациях.
Многие предприятия нанимают работника непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что очень важно для квалифицированных работников, которые могут напрямую, минуя посредников, связываться с предприятием.