Величина возможного использования стока


Эти нормативы, несмотря на их условность, приняты в качестве основы для укрупненных расчетов при определении ежегодных издержек, связанных с регулированием водотока. Наиболее целесообразно относить издержки к объему воды, который подлежит использованию по режиму, необходимому водопотребителям. Этот объем может быть определен по следующей формуле:
Vп = (20 + 50 +

Vпод
Vг/95

100)Vг/95,(4.53)



где Vп - объем воды, подлежащий использованию по режиму водопотребления, млн м3;
Vпод - полезный объем водохранилища, млн м3;
Vг/95 - объем стока в маловодный год с 95-процентной обеспеченностью воды в створе регулирования (при наличии на водотоке каскада водохранилищ определяется как средняя величина объемов стока верхнего и нижнего створов регулирования), млн м3.

Величина возможного использования стока в расчетный год в естественных условиях принята в зависимости от потребителя: 20 - при использовании водотока для водоснабжения населения и промышленности и 50 - для орошения. Эти величины получены эмпирически и колеблются соответственно от 15 до 25 и от 40 до 60. Отсюда себестоимость воды в источнике при его регулировании для водоснабжения определяется по формуле:
S = И/Vп,(4.54)
где И - издержки.
Полученная величина, по существу, отражает издержки общества на использование водных ресурсов для водопотребителей,
поскольку она учитывает как возможность водотока, так и потребности района.
В случае переброски воды из другого бассейна себестоимость ее определяется по формуле:
S1 = S2 + И/Vпер,(4.55)

где S1 - себестоимость перебрасываемой воды, д. е./м;
S2 - себестоимость воды в бассейне, откуда ведется переброска, д. е./м;
И - издержки, связанные с переброской воды, д. е.;
Vпер - объем перебрасываемой воды, м3.

Себестоимость воды в районе переброски определяется как средневзвешенная между себестоимостью местной воды, подлежащей использованию, и перебрасываемой воды.
Указанные выше экономические показатели могут быть распространены на ту часть водотока (или бассейна), которая лежит выше последней регулирующей ступени. Зона оплачиваемого водоснабжения кончается там, где потребители могут удовлетворить свои потребности в воде без регулировки или специальных пропусков.
Имеются предложения включить в оплату воды в источнике стоимость мероприятий по переброске стока из других бассейнов и общегосударственные затраты, связанные с изучением и охраной водных ресурсов. Необходимо, однако, отметить, что они должны быть дифференцированы по районам и водотокам, так как условия использования и охраны совершенно различны.

Кроме того, необходимо четко представить себе, какие затраты входят в эту статью, во избежание повторного учета затрат при определении затрат за спуск сточных вод.

Основываясь на себестоимости воды, можно перейти к определению цены воды в источнике.
При установлении цены на воду необходимо соблюдение ряда условий, в частности, цена на воду должна стимулировать ее экономию и внедрение водооборота, кроме того, ее следует учитывать при исчислении себестоимости продукции. Цену на воду целесообразно периодически менять, так как с ростом водопотребления неминуемо дополнительное регулирование.

Учитывая, что срок строительства крупных регулирующих систем и устройств составляет 8-10 лет, цена на воду также должна пересматриваться примерно каждые 10 лет.
Введение показателей экономической оценки позволяет подойти к решению другого, не менее важного для сохранения
водных ресурсов вопроса - установлению платы за спрос использованной воды. Законодательство предусматривает очистку вод до санитарных норм. Однако даже очищенные воды отличаются от природных содержанием вредных примесей.

В связи с этим возникло предложение об установлении платы за сброс воды, приводящий к механическому, химическому, тепловому загрязнению водоемов.

Величина платы должна определяться по стоимости мероприятий по доочистке или разбавлению воды, которые способствуют восстановлению потребительной стоимости.
Величину платы за сброс сточных вод можно определить двумя способами: во-первых, приравниванием платы за кубический метр сточной воды к себестоимости воды, необходимой для разбавления ее до естественного состояния; во-вторых, издержками на альтернативный вариант, позволяющий восстановить ее естественные качества.


В первом случае оплата загрязненной воды производится по формуле:
Р = nSчв,(4.56)

где Р - плата за 1 м3 сточных вод;
п - объем чистой воды, необходимой для разбавления 1 м3 загрязненной воды;
Sчв - себестоимость чистой воды, применяемой для разбавления.

Удельные капиталовложения в очистку определяются так:
Kудоч = Kудчв,(4.57)

где Kудоч - капиталовложения на очистку 1 м3 воды;
Kудчв - капиталовложения на 1 м3 чистой воды.

Во втором случае оплата загрязненной воды определяется по формуле:
Р = Иа/Усточ;(4.58)
Kуд = Кa/Vсточ,(4.59)

где Иа и Ка - издержки и капиталовложения, характерные для альтернативного варианта, позволяющего сохранить воду в ее естественном состоянии.

В настоящее время трудно предложить конкретные мероприятия, которые могли бы рассматриваться как альтернативные. В качестве примера можно назвать: при тепловом загрязнении - устройство прудов-охладителей; при физическом и химическом - отвод загрязненных стоков в другие районы или закачивание их
в глубокие скважины, образуемые при поисковом бурении. В некоторых случаях может быть предложен даже перенос предприятия.
Все это, безусловно, должно стать предметом дальнейших проработок, более глубокого изучения. Введение платы за водные ресурсы и спуск сточных вод позволит несколько упорядочить количественную и качественную стороны использования водных ресурсов.
Прибрежная полоса моря, особенно в пределах 1-2 км, подвержена существенному антропогенному воздействию. В связи с этим принимаются энергичные меры по снижению и устранению этого влияния, улучшению сложившегося экологического состояния прибрежной полосы моря.

При оценке эффективности водоохранных мероприятий нужно использовать объективные критерии, характеризующие изменение водной среды.
Таким критерием выступают результаты сопоставления фактических данных гидрохимических анализов с научно обоснованными величинами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоемах.
Предельно допустимая концентрация какого-либо вредного вещества в водоеме лимитирует максимальное количество данного вещества в единице объема, которое не оказывает определенного вредного воздействия на живые организмы. Величина, обратная ПДК, характеризует токсичность рассматриваемого вещества в условных единицах.

Например, ПДК селена для водоемов составляет 0,001 мг/л, а ПДК магния - 50 мг/л, тогда токсичность этих веществ можно соответственно выразить через 1000 и 0,2 условных единиц.

Широкий интервал значений ПДК от долей до десятков единиц определяет большой размах значений токсичности, от тысяч единиц до долей единицы.
К тому же обратная зависимость вида 1/ПДК некорректна с математической точки зрения1. Если использовать зависимость вида 1/ПДК + 1, то значения коэффициента токсичности будут находиться в пределах от 1 до 0, и чем меньше ПДК, т.е. чем токсичнее данное вещество, тем ближе к 1, т.е. к своему максимальному значению будет приближаться значение коэффициента токсичности. При ПДК = 0, т.е. при недопустимости наличия какого-либо вредного вещества в водоеме, величина коэффициента токсичности примет свое максимальное значение, равное 1.
Предложенный коэффициент токсичности назовем нормативным и обозначим КТН. В нашем примере КТН селена будет равен 0,999, а КТН магния - 0,02.
Полученный КТН позволяет определить относительную токсичность единицы объема сточных вод, содержащих в своем составе вредные вещества, величина которых лимитируется ПДК. Если фактическое содержание вредных веществ в единице объема сточных вод умножить на КТН этих веществ, т.е. взвесить вредные вещества с учетом их токсичности и отнести полученную сумму произведений к суммарному содержанию этих веществ в единице объема сточных вод, то получим величину, характеризующую относительную токсичность единицы объема сточных вод (в дальнейшем именуемую коэффициентом токсичности выброса - КТВ):
КВТ =

n
i=1
CiKTHi
n i=1 Ci ,(4.60)
где Сi - фактическая концентрация i-го вредного вещества в единице объема сточных вод, мг/л;
n - количество вредных веществ в сточных водах.

Для сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях, КТВ определяется аналогично, но с учетом снижения в результате очистки концентрации вредных веществ в единице объема сточных вод после. Другими словами, сумму произведений КТН на фактическую концентрацию вредных веществ в единице объема сточных вод после очистки необходимо отнести к сумме концентрации этих веществ в единице объема сточных вод до очистки1.
Зная величину КТВ, можно пересчитать общий сброс сточных вод из какого-либо источника с учетом их относительной токсичности для водоема, умножив общий сброс сточных вод на КТВ. Назовем полученное произведение приведенным по токсичности сбросом сточных вод.



Содержание раздела