непосредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.
Стимул, как известно, активный побудитель деятельности предприятий и организаций любых форм собственности. Стимулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Так, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта (даже социально значимого и необходимого) общерегионального значения.
Однако администрация области может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д.
Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента, следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как отмечалось ранее, перераспределение и взаимодействие функций указанных субъектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.
Этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ это мощный фактор их сдерживания.
Следует отметить, что и в условиях планово-директивной системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государственной власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.
Между тем в странах с рыночной экономикой давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.
Таблица 6.1
Полнота реализации1 функций различными субъектами управления в странах с разным типом государственного устройства
Функции |
А |
Б |
В |
||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
1 . Жилищное хозяйство |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
+ |
++ |
|
2. Торговля и бытовое обслуживание, продовольственное обеспечение |
+ |
++ |
++ |
+ |
++ |
||||
3. Здравоохранение |
+ |
++ |
+++ |
+ |
++ |
||||
4. Народное образование |
+ |
++ |
+++ |
++ |
++ |
||||
5. Транспорт и связь |
+ |
++ |
+++ |
+ |
++ |
||||
6. Энергоснабжение и водоснабжение |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
|
7. Строительство жилья и объектов городского хозяйства |
++ |
+ |
+++ |
+ |
+ |
++ |
|||
8. Охрана окружающей среды |
++ |
+ |
+ |
++ |
+ |
++ |
|||
9. Культура и досуг |
+ |
++ |
+++ |
+++ |
+ |
||||
10. Землепользование |
+++ |
+ |
++ |
+++ |
|||||
11. Охрана правопорядка |
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
++ |
|||
12. Занятость и рынок труда |
++ |
+ |
++ |
++ |
+ |
||||
13. Социальная защита |
+++ |
+ |
++ |
+ |
+++ |
||||
14. Финансы и налоговая политика |
+++ |
++ |
+ |
+ |
++ |
||||
15. Планировка и застройка населенного пункта |
+ |
++ |
+ |
++ |
+++ |
||||
16. Поддержка рыночных структур и предпринимательства |
++ |
+ |
+ |
++ |
++ |
||||
17. Внешнеэкономическая деятельность |
+++ |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
В табл. 6.1 приняты следующие обозначения:
А в странах с централизованными экономикой и управлением;
Б страны с переходной экономикой и реформируемой системой управления (Россия);
Например, в странах Западной Европы муниципалитет несет ответственность только за состояние средней школы. В нашей стране, если на территории какого-либо города или района находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность наравне с региональными и федеральными органами управления.
Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики.
Как отмечалось, компетенция субъектов управления каждого уровня в странах Западной Европы закреплена соответствующими законами.
Например, в Германии принцип выделенной компетенции реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном (земля) и локальном (коммуна). Их субъекты управления осуществляют функции в строгом соответствии с принципом выделенной компетенции и объемом средств, предназначенных для реализации этих функций. Анализ данных, приведенных в табл.
6.2, позволяет еще раз убедиться в целесообразности использования принципа выделенной компетенции в процессе формирования и развития механизма взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления.
Контрольные вопросы
1. Почему важно формировать региональный менеджмент?
2. Раскройте принципы и методы регионального менеджмента.
3. Каковы функции регионального менеджмента и механизм их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях?
Таблица 6.2
Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун
Сфера выделенной компетенции |
Сумма средств |
Таксономические уровни |
|||||
млрд. ДМ |
федерация |
земля |
коммуна |
||||
всего |
млрд. ДМ |
% |
млрд. ДМ |
% |
млрд. ДМ |
% |
|
1. Содержание администрации |
38,7 |
8,5 |
22,0 |
13,9 |
36,0 |
16,3 |
42,0 |
2. Внешнеэкономическая деятельность |
24,0 |
24,0 |
100 |
||||
3. Оборона |
55,2 |
55,2 |
100 |
||||
4. Общественный порядок и безопасность |
21,9 |
2,0 |
9,0 |
13,8 |
63,0 |
6,1 |
28,0 |
5. Правосудие |
11,2 |
0,4 |
4,0 |
10,8 |
96,0 |
8,0 |
|
6. Школы |
58,3 |
44,1 |
76,0 |
14,0 |
24,0 |
||
8. Наука, НТП |
12,6 |
9,6 |
76,0 |
2,7 |
21,0 |
0,3 |
3,0 |
9. Культура |
9,0 |
0,2 |
2,0 |
4,1 |
46,0 |
4,7 |
52,0 |
10. Социальное обеспечение |
539,0 |
478,0 |
89,0 |
23,2 |
4,0 |
37,9 |
7,0 |
11. Здравоохранение, спорт |
48,1 |
2,2 |
5,0 |
12,0 |
25,0 |
33,9 |
70,0 |
12. Жилье, жилищное строительство, охрана окружающей среды |
42,8 |
2Д |
5,0 |
10,7 |
25,0 |
30,0 |
70,0 |
13. Сельское хозяйство |
17,4 |
12,8 |
74,0 |
4,2 |
24,0 |
0,4 |
2,0 |
14. Энерговодоснабжение, грузоперевозки |
27,2 |
17,6 |
65,0 |
7,7 |
28,0 |
1,9 |
7,0 |
1 5. Связь |
32,4 |
14,6 |
45,0 |
9,2 |
28,0 |
8,6 |
27,0 |