Свободные экономические зоны России


В меньшей степени поставляются машины, оборудование, транспортные средства, а также продукция химической промышленности. В структуре российского импорта значительный удельный вес приходится на продукцию сельского хозяйства - чай, орехи кэшью, специи. Растет доля машинотехнической продукции, программного обеспечения, а также лаков, красок, драгоценных камней и ювелирных изделий.

Подписано межправительственное соглашение о долгосрочных закупках в Индии ежегодно 30 тыс. т чая, 20 тыс. т табака, 100 тыс. т соевого шрота, медикаментов на 100 млн долл. с оплатой за счет средств, поступающих от Индии, в погашение кредитов СССР. Одним из факторов, стимулирующих рост товарооборота между двумя странами, является использование средств, поступающих от Индии в погашение государственных кредитов СССР. В соответствии с межправительственными договоренностями эти средства (примерно 30 млрд индийских рупий в год) можно использовать для импорта из Индии в Россию различных товаров и услуг.
Однако рост товарооборота достигается преимущественно за счет увеличения экспортно-импортных операций, в то время как развитие других форм экономического сотрудничества в последнее время практически прекратилось.
Можно надеяться, что существующие трудности и проблемы в развитии двухсторонних торгово-экономических связей будут преодолены и выйдут на уровень, отвечающий интересам обеих стран.
В концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 гг. значительное внимание уделено внешнеэкономической политике. Внешнеэкономическая деятельность будет оставаться одним из важнейших элементов в реализации основных задач экономической политики Правительства.
Основной задачей во внешнеэкономической сфере является осуществление дальнейшей равноправной интеграции страны в мировые хозяйственные связи с целью реализации преимуществ международного разделения труда.
В связи с практическим исчезновением возможностей экстенсивного наращивания поставок на внешние рынки сырья и материалов дальнейшее увеличение экспорта должно осуществляться за счет машинотехнической и наукоемкой продукции.
Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, прежде всего при поставках продукции топливно-энергетического комплекса, других сырьевых товаров и полуфабрикатов, составляющих основу российского экспорта, будет оказываться внешнеэкономическое и иное содействие российским компаниям в налаживании производственно-сбытовой кооперации с иностранными фирмами, в создании за рубежом предприятий по дальнейшей переработке и реализации поставляемой продукции.
Уделяется внимание развитию и углублению торгово-экономических отношений России с зарубежными странами, совершенствованию их договорно-правовой базы, расширению практики использования прогрессивных форм международного сотрудничества. Особое значение придается развитию торгово-экономических отношений с Европейским союзом, со странами Центральной и Восточной Европы, Балканскими странами. Важное направление - создание зон свободной торговли с наиболее важными торговыми партнерами России.
Активная внешнеторговая политика будет проводиться с Китаем, Индией, странами Среднего и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и другими государствами.
Одна из важнейших задач в области внешнеторговой политики - вступление России во Всемирную торговую организацию, ВТО (World Trade Organisation, WTO).
 
Контрольные вопросы
 
 
1. В чем заключаются основные принципы сотрудничества России со странами СНГ?
 
2. Охарактеризуйте внешнеэкономические связи России с европейскими государствами, США, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
3. Назовите основные положения Программы Правительства РФ на 1997-2000 годы о развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
 
3. Свободные экономические зоны России
 


 
Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.


 
СЭЗ - сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 - начале 1960-х годов и получившая широкое распространение в 1970-е годы. Сегодня в мире насчитывается от 400 до 2000 подобных зон. Однако термин "свободная экономическая зона" (и другие его варианты, которых известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах: в промышленно развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике.

Через свободные экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.
Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.
Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.

  • Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда.
  • Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.
  • Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.
  • Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.
  • Апробация на зональном уровне новых фоXм хозяйствования.
  • Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
  • развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  • наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:

  • комплексные специальные зоны производственного характера;
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
  • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).


Содержание раздела