Системы индикативного планирования


Одним из направлений совершенствования управления социально-экономической сферой города Бобруйска выбрано индикативное планирование. Целесообразность его применения состоит в том, что оно
одновременно выступает и инструментом государственного регулирования, и инструментом её саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы.
Индикативное планирование предполагает обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики, обеспечение эффективной организации взаимодействия органов управления как по вертикали, так и по горизонтали
в интересах совершенствования экономической системы в целом и отдельных её элементов.
Опыт применения системы индикативного планирования в ряде развитых стран (ФРГ, Франция, Япония), где рыночные механизмы успешно сочетаются с государственным регулированием отдельных социально-экономических процессов, позволяет говорить о необходимости использования основных её принципов в странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Республика Беларусь. Это обусловлено в первую очередь тем,что:
- посредством прогнозов и индикативных планов государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике (информационная функция);
- индикаторы социально-экономического развития позволяют субъектам рынка ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними (стабилизационная Функция);
- между правительством и субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности достигается единство по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласовании (согласительная функция).
Новая парадигма и сущность планирования в системе управления социально-экономическими процессами в период перехода к рынку состоят не в движении "сверху вниз" и "снизу вверх" заданий, показателей и данных об их выполнении, а в разработке государственной плановой информации, правовых и экономических норм и нормативов,
создании созидательной атмосферы в экономике, разрешении экономических интересов государства и предпринимательских структур.
Мнение автора, что в направлении приватизации и разгосударствлении необходима дальнейшая планомерная работа базируется на данных анализа работы пред-
приятий негосударственной формы собственности. Исходя из анализа можно отметить только положительные стороны хозяйственной деятельности: устойчивые темпы роста, отсутствие задолженности в бюджет, внебюджетные Фонды и за использование энергоресурсов. Обновление
производственных Фондов здесь происходит интенсивнее, чем на предприятиях государственной Формы собственности, видны стабильные сдвиги в наращивании производства конкурентоспособных изделий.
Опыт многих стран мира, в том числе осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике, показывает, что самым эффективным способом создания новых рабочих мест является развитие малого предпринимательства, в первую очередь, в сфере услуг. Небольшие фирмы способны быстро реагировать на изменение рыночных условий. На основе анализа хозяйственной деятельности предприятий малого
и среднего бизнеса, их возрастающей роли в социально-экономическом развитии города делается заключение о необходимости оказания содействия со стороны исполнительной власти дальнейшему развитию
предпринимательства.
Процесс глубокого реформирования экономики занимает определенный период времени, в течение которого необходимо предпринимать меры, которые бы позволили в максимально возможной мере защитить неиболее уязвимые слои населения.
Наилучшей защитой от бедности было бы сознание условий, позволяющих иметь работу и зарабатывать столько сколько необходимо, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни.
Намеченный в предыдущей главе комплекс мероприятий позволит обеспечить выполнение разработанной на 2000 год городской программы занятости населения и снизить уровень безработицы в городе.
Выполнение намеченных мероприятий позволит обеспечить выполнение прогноза социально-экономического развития города Бобруйска на 2000 год.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование особенностей социально-экономического развития города Бобруйска позволило решить ряд методических и практических вопросов совершенствования управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных Факторов и региональных особенностей.
На конкретных примерах деятельности городского исполнительного комитета г.Бобруйска и опыте государственного и местного управления социально-экономическими процессами зарубежных стран видно, что
практическая реализация самоуправления регионов, сковывание инициативы на местах обусловлено нечёткостью разграничения Функций центральных и местных органов, неопределенностью генеральной линии по таким важнейшим направлениям экономической политики как приватизация, реструктуризация экономики.
Исследование показало, что в ускорении социально-экономического развития региона ещё не вполной мере используются рыночные инструменты. Недостаточно последовательно и эффективно проводится разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, формируется адекватный рыночной экономике рынок рабочей силы (труда), развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства. Имеет место несогласованность планов
в отраслевом и региональном разрезах.
Анализ выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития г.Бобруйска показал, что имеется существенное отставание от уровня республики. Это относится прежде всего к таким показателям как объем производства промышленной продукции и товаров народного потребления, уровень безработицы, внешнеэкономическая деятельность, ввод жилья. По основным показателям
промышленность города не обеспечивает к 2001 году выход на уровень экономического развития 1990 года.
Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач необходимо ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния населения.
Более эффективному развитию промышленности города будет способствовать своевременная разработка согласованных в отраслевом и региональном разрезах планов социально-экономического развития отраслей народного хозяйства и региона в целом. Введение в практику
работы исполкома элементов индикативного планирования свести до минимума издержки на пути перехода от административно-командной к социально-ориентированной системе хозяйствования рыночного типа.
Предложенные новые методологические подходы к разгосударствлению и приватизации государственной собственности позволят решить вопросы дальнейшего повышения эффективности работы промышленных предприятий в первую очередь пищевой и лёгкой промышленности.
Реализация мероприятий по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и предпринимательства позволит решить в регионе ряд социальных задач: создать новые рабочие места, повысить уровень занятости населения, доходы.
Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества при соблюдении принципов конституционных гарантий прав и свобод граждан, выбора
профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения увязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других групп населения.
Решение рассматриваемых в дипломной работе проблем потребует дальнейших усилий и повышения ответственности органов власти и управления всех уровней, компетентности и профессионализма управленческих кадров, будет способствовать в конечном итоге повышению
жизненного уровня населения города Бобруйска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Республики Беларусь. Минск "Беларусь" 1997.
2.Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь" // Национальная экономическая газета- 1995. ^22.
3.Лукашенко А.Г. От авторитета власти напрямую зависит состояние дел в экономике и настроение людей.

Доклад Президента А.Г.Лукашенко на совещании "О задачах республиканских и местных органов власти по социально-экономическому развитию Республики Беларусь в 1999 году" // Газета"Советская Белоруссия".-1999. - 11 февр. ^25.С.1-3.
4.Послание Президента Национальному собранию // Газета "Советская Белоруссия".-1399.-8 апр.^70.С.1-3.
5.Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы // Национальная экономическая газета.-1996.-30 окт.С.9-15.



Содержание раздела