Основные пути снижения издержек производства в нефтедобыче


Увеличилась сумма выплат по налогам, зависящим от объема выручки, отчисления в фонд НИОКР.
Кроме того, что АО «Татнефть» за эти годы постреорганизационного периода не получило своей положенной доли прибыли от деятельности своих дочерних предприятий; суммы выплачиваемых налогов не изменились, а величина возвратных налогов уменьшилась; основные фонды и услуги дочерним предприятиям предоставлялись по трансфертным ценам, то вполне правомерно предположить, что результат реорганизации пока еще остается «отрицательным». Уже по величине абсолютного изменения налоговых выплат можно говорить об увеличении издержек нефтедобычи в АО «Татнефть».

Помимо этого, вложения в уставный капитал на сегодняшний день превратился в «омертвленный» капитал, что тоже не лучшим образом характеризует эффективность нефтедобычи. Не рациональнее ли было до реорганизации продать производственные мощности и вырученные деньги положить в банк?
Поэтому сам собой возникает объективный вопрос об альтернативных издержках, величина которых в данном случае определяется величиной возможного дохода от вкладов в банк.
В связи с реорганизацией, как уже было отмечено, АО «Татнефть» освободилось от всех элементов социальной сферы. Но вполне логично возникает вопрос, не послужил ли этот шаг поводом для правительства к тому, чтобы увеличить ставки налогов.

Как показали последующие действия правительства, именно так и случилось. Но в связи с возникновением дополнительных финансовых потоков между нефтяниками и социальной инфраструктурой, это не лучшим образом сказалось на самих нефтяниках.
2.2. Основные пути снижения издержек производства в нефтедобыче.
Перечисленные выше факты еще раз доказывают необходимость принятия правильных решений в планировании издержек производства.
В настоящее время при анализе фактических издержек производства, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства средства, предметы труда и сам труд.

Они отражают основные направления работы коллективов предприятия по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Резервы снижения издержек производства условно поделим на внешние и внутренние. Внешними назовем те, с помощью которых федеральное и республиканское законодательства оказывают влияние на этот процесс.
Известно, что в последние годы доля трудноизвлекаемых запасов нефти в недрах республики постоянно возрастала, и сегодня она составляет примерно 80 процентов. В связи с этим увеличиваются и издержки добычи нефти.
Ситуация такова, что при действующей системе налогообложения ни у АО «Татнефть», ни у новых нефтяных компаний (сегодня их в республике более двадцати) нет никаких перспектив.
В течение последних лет Правительство и Госсовет постоянно поддерживали нефтяников, вводя закон о бюджетной системе РТ налоговые стимулы для стабилизации добычи. Однако эта мера в условиях резкого снижения цен на нефть себя практически исчерпала.

Стимулы лишь частично улучшают ситуацию, но не останавливают спада добычи.
Закон «О соглашениях о разделе продукции» готовился и проводился с двумя главными целями найти способ для поддержки российской добывающей промышленности (прежде всего нефтяной и газовой) и стимулировать российскую экономику в целом за счет заказов нашим машиностроительным и перерабатывающим предприятиям.
Закон вступил в действие в январе 1996 года, однако до сих пор в полной мере не выполняет своей роли. Он работает лишь для двух сахалинских проектов, которые были подписаны до вступления в силу закона.

Все остальные соответствующие проекты оказались фактически замороженными, в соответствии с поправками, внесенными в его текст на последней стадии доработки законопроекта.


Закон о СРП может работать в полную силу только тогда, когда приняты еще два закона закон о перечне месторождений, на которых допускается работа на условиях СРП, и закон о внесении поправок в ряд действующих российских нормативных актов в связи с принятием закона о СРП.
Первый из этих законов задает масштаб действия СРП, второй чисто технический закон обеспечивает непротиворечивость российского законодательства. На конечной стадии законотворческой деятельности возникло несколько серьезных неожиданностей.
Закон о СРП, который ранее не интересовал практически никого, кроме инвесторов в несколько крупнейших проектов в нефтедобыче, неожиданно привлек к себе большое внимание в политических и общественных кругах России. В Правительство поступило около тысячи заявок от регионов и недропользователей на разрешение работать на условиях раздела продукции.
Вряд ли такого рода «бум популярности» следует отнести исключительно к достоинствам закона о СРП. Скорее это результат недостатков действующей налоговой системы в нефтедобыче.

Нефтяников можно понять закон о СРП впервые предоставляет возможность разрабатывать проектное финансирование с учетом конкретных особенностей каждого месторождения.


Так, 24 июня 1997 года Государственная Дума РФ в третьем чтении в результате долгой и упорной межфракционной борьбы приняла, наконец, закон, определяющий первые семь месторождений, которые могут разрабатываться на условиях соглашения о разделе продукции. По расчетам экспертов, для разработки этих первых семи месторождений предполагается привлечь инвестиций на общую сумму около 16,5 млрд. долларов США. При этом лишь 1 млрд. долл. составят прямые иностранные инвестиции.

Остальные 15,5 млрд. долл. будут привлечены в виде кредитов, заемов, в том числе и зарубежных, получателями которых станут уже сами компании, разрабатывающие месторождения. Однако, те семь месторождений, которым дан «зеленый свет», нельзя считать серьезным решением проблемы ни для нефтегазовой промышленности России, ни для конверсионных машиностроительных производств.
Сторонники закона приводят три основных аргумента в пользу СРП (43).
Во-первых, в целом нефтегазовая отрасль России все еще находится на стадии падающей добычи. Если не принимать действенных мер, то падение нефтедобычи в размере 20-30 млн. тонн в год приведет к тому, что через 5 лет Россия из нефтеэкспортирующей страны превратится в нефтеимпортирующую. Как выходить из положения с учетом того, что у государства денег нет и не предвидится. Ответ один привлекать частный капитал, в том числе и иностранный. Частный капитал должен при этом решить две задачи осваивать новые нефтегазоносные провинции (Тимано-Печорский регион, континетальный шельф) и привлекать новые технологии на старых месторождениях.

Так как гибкой налоговой системы у нас нет, поэтому обе эти задачи сегодня стало возможно решать только одним инструментом СРП. Отсюда и столь большой спрос на него…
Во-вторых, ни для кого не является секретом, что российская экономика не имеет сегодня внутренних механизмов, импульсов для своего развития все периоды ее стабилизации были связаны с активизацией внешнеэкономической деятельности. Как создать внутренний стимул, что может стать импульсом для экономического роста? Только крупные инвестиционные проекты!

Их успешная реализация на условиях СРП представляется вполне реальным делом именно в добывающей промышленности.
И последний, третий аргумент в пользу СРП негативный. Если исключить раздел продукции, то добыча нефти, например, на Саматлоре, становится нерентабельной. А ведь Самотлор это около 1 млрд. тонн оставшихся запасов и город Нижневартовск с населением в 250 тыс. человек. Оставшиеся здесь извлекаемые при нынешних условиях добычи запасы лет через 5 фактически будут потеряны безвозвратно, а весь город придется переселять.

Пусть противники СРП подсчитают и объявят, во сколько это обойдется нашему государству и налогоплательщикам.
На очереди за Самотлором и другие месторождения, для которых СРП является сегодня пока единственным шансом на то, чтобы избежать социальной катастрофы.
Противники закона о СРП выражают озабоченность тем, что их принятие может привести к иностранному закабалению. В этой связи возникает вопрос: почему эти страхи кажутся такими реальными здесь в России, тогда как в других странах от самых развитых до наименее развитых приветствуют приток иностранных инвестиций в ТЭК и даже конкурируют с другими странами за получение таких инвестиций.
Свой вклад в продвижение СРП внес и российский президент. В начале июля 1997 года Борис Ельцин подписал Указ «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашении о разделе продукции».

Указ создает межведомственную комиссию, которая будет определять государственную политику в сфере применения СРП, а также назначает Минтопэнерго головным органом, реализующим эту политику. Создано Главное управление по подготовке, заключению и контролю за реализацией СРП.
Кроме прямого давления, в целях легализации СРП планируется использовать и обходные пути.



Содержание раздела