объединенных энергетических систем.


Всего в стране насчитывается примерно 100 районных энергосистем. Они образуют 11 объединенных энергетических систем. Самые крупные из них - Южная, Центральная, Сибирская, Уральская. ОЭС Северо-Запада, Центра, Поволжья, Юга, Северного Кавказа и Урала входят в ЕЭС европейской части. Они объединены такими высоковольтными магистралями, как Самара - Москва (500 кВт), Самара - Челябинск, Волгоград - Москва (500 кВт), Волгоград - Донбасс (800 кВт), Москва - Санкт-Петербург (750 кВт) и др.
Сегодня в условиях перехода к рынку ознакомление с опытом координации деятельности и конкуренции различных собственников в электроэнергетическом секторе западных стран может быть полезным для выбора наиболее рациональных принципов совместной работы собственников элекгроэнергетических объектов, функционирующих в составе Единой энергосистемы.
Создан координационный орган - Электроэнергетический совет стран СНГ. Разработаны и согласованы принципы совместной работы объединенных энергосистем СНГ.
Развитие электроэнергетического хозяйства в современных условиях должно учитывать следующие принципы:

  • вести строительство экологически чистых электростанций и переводить ТЭС на более чистое топливо - природный газ;
  • создавать ТЭЦ для теплофикации отраслей промышленности, сельского хозяйства и коммунального хозяйства, что обеспечивает экономию топлива и вдвое уJеличивает КПД электростанций;
  • строить небольшие по мощности электростанции с учетом потребностей в электроэнергии крупных регионов;
  • объединять различные типы электростанций в единую энергосистему;
  • сооружать гидроаккумулирующие станции на малых реках, особенно в остродефицитных по энергии районах России;
  • использовать в получении электрической энергии нетрадиционные виды топлива, энергии ветра, солнца, морских приливов, геотермальных вод и т.д.

Необходимость разработки новой энергетической политики России определяется рядом объективных факторов:

  • распадом СССР и становлением Российской Федерации как подлинно суверенного государства;
  • коренными изменениями социально-политического устройства, экономического и геополитического положения страны, принятым курсом на ее интеграцию в мировую экономическую систему;
  • принципиальным расширением прав субъектов Федерации - республик, краев, областей и т.д.;
  • коренным изменением отношений между органами государственного управления и хозяйственно самостоятельными предприятиями, быстрым ростом независимых коммерческих структур;
  • глубоким кризисом экономики и энергетики страны, в преодолении которого энергетика может сыграть важную роль;
  • переориентацией топливно-энергетического комплекса на приоритетное решение социальных задач общества, возросшими требованиями охраны окружающей среды.

В отличие от прежних энергетических программ, создававшихся в рамках планово-административной системы управления и определявших непосредственно объемы производства энергоресурсов и выделяемые для этого ресурсы, новая энергетическая политика имеет совершенно иное содержание.


Основными инструментами новой энергетической политики должны стать:

  • приведение одновременно с конвертируемостью рубля цен на энергоносители в соответствии с мировыми ценами с постепенным сглаживанием скачков цен на внутреннем рынке;
  • акционирование предприятий топливно-энергетического комплекса с привлечением денежных средств населения, зарубежных инвесторов и отечественных коммерческих структур;
  • поддержка независимых производителей энергоносителей, прежде всего ориентированных на использование местных и возобновляемых энергетических ресурсов.

Приняты законодательные акты для энергетического комплекса, основными целями которых являются:
1. Сохранение целостности электроэнергетического комплекса и ЕЭС России.
2. Организация конкурентоспособного рынка электроэнергии как инструмента стабилизации цен на энергию и повышения эффективности электроэнергетики.
3. Расширение возможностей привлечения инвестиций на развитие Единой энергетической системы России и региональных энергетических компаний.
4. Повышение роли субъектов Федерации (областей, краев, автономий) в управлении развитием ЕЭС Российской Федерации.


В перспективе Россия должна отказаться от строительства новых и крупных тепловых и гидравлических станций, требующих огромных инвестиций и создающих экологическую напряженность. Предполагается строительство ТЭЦ малой и средней мощности и малых АЭС в удаленных северных и восточных регионах. На Дальнем Востоке предусматривается развитие гидроэнергетики за счет строительства каскада средних и малых ГЭС.
Новые ТЭЦ будут строиться на газе и только в Канско-Ачинском бассейне предполагается строительство мощных конденсационных ГРЭС.
Важным аспектом расширения рынка энергоносителей является возможность увеличения экспорта топлива и энергии из России.
Основу энергетической стратегии России составляют следующие три главные цели:
1. Сдерживание инфляции путем наличия больших запасов энергоресурсов, которые должны дать внутреннее и внешнее финансирование страны.
2. Обеспечение достойной роли энергии как фактора роста производительности труда и улучшения жизни населения.
3. Снижение техногенной нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
Высшим приоритетом энергетической стратегии является повышение эффективности энергопотребления и энергосбережения.
Необходимо в перспективе сохранить выработку электроэнергии на АЭС в районах экономической эффективности и всемерно стимулировать использование нетрадиционных источников энергии.
На период становления и развития рыночных отношений выработана структурная политика в области энергетики и топливной промышленности на ближайшие 10-15 лет. Она предусматривает:

  • повышение эффективности использования природного газа и его доли во внутреннем потреблении и в экспорте;
  • увеличение глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья;
  • повышение качества углепродуктов, стабилизация и наращивание объемов угледобычи (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования;
  • преодоление спада и умеренный рост добычи нефти.
  • интенсификацию местных энергоресурсов гидроэнергии, торфа, значительное увеличение использования возобновляемых энергоресурсов - солнечной, ветровой, геотермической энергии, шахтного метана, биогаза и т. д.;
  • повышение надежности АЭС. Освоение предельно безопасных и экономических новых реакторов, в том числе и малой мощности.

 
Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
 
 
В условиях становления и развития рыночных отношений особое значение приобретает топливно-энергетический комплекс - главная база развития всех отраслей народного хозяйства.
 
Для реализации энергетической политики России в рамках комплексной энергетической программы разработан ряд федеральных, межотраслевых и научно-технических программ. Среди них - Национальная программа энергосбережения, предусматривающая ежегодную экономию в 50-70 млн т условного топлива к 2010 г.
Разработаны газоэнергетическая программа "Ямал", программа освоения Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, предусматривающая создание нового нефтегазодобывающего региона с газовой добычей 60-100 млн т. нефти и 50 млрд м3 газа. Развитие Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции позволит России выйти на Азиатско-Тихоокеанский рынок энергоносителей с экспортом 10-20 млн т нефти и 20 млрд м3 газа в Китай, Корею, Японию.
Разработана программа создания Канско-Ачинского угольно-энергетического комплекса, ориентированного на экологически приемлемое и экономически эффективное использование бурого угля для производства электроэнергии. Имеются также программы: "Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии", "Экологически чистая энергетика на период 1993-2000 гг." и ряд других.
Предусмотрено создание технологий и оборудования, с помощью которых должна быть обеспечена безопасность, в том числе и экологическая при производстве топлива, электрической и тепловой энергии. Стоит задача замены значительной части устаревших производственных фондов во всех отраслях топливно-энергетического комплекса.
В развитии электроэнергетики России основные задачи на ближайшую перспективу таковы.

  • снижение энергоемкости производств за счет внедрения новых технологий;
  • сохранение единой энергосистемы России;
  • повышение коэффициента используемой мощности электростанций;
  • полный переход к рыночным отношениям, освобождение цен на энергоносители, переход на мировые цены;
  • скорейшее обновление парка электростанций;
  • приведение экологических параметров электростанций к уровню мировых стандартов.

Для решения этих задач принята правительственная программа "Топливо и энергия", представляющая собой конкретные рекомендации по эффективному управлению отраслью и ее полному переходу к рыночной системе инвестирования.
Особое внимание уделяется перспективам развития нефтяной и газовой промышленности России.
Происходящий в условиях становления рыночной экономики процесс приватизации во всех отраслях хозяйства, в нефтяной и газовой промышленности имеет свои особенности.



Содержание раздела