Следует отметить также возможность применения подобного функционального разложения и к поэлементному рассмотрению затрат и прибыли.
В целом же, частные и общие специализированные функции образуют линейный принцип формирования структуры управления; основные и интегрированные функции управления, которые основаны на содержательной стороне информации, то есть информации нормирования, планирования, учета, анализа и регулирования, ложатся в основу формирования функционального принципа структуры управления, дают основание раскрыть сущность функциональной специализации органов управления.
Подобный подход позволяет с научной точки зрения подойти к распределению функциональных обязанностей менеджеров и в дальнейшем проектировать организационные структуры управления в их взаимосвязи с объектом управления – финансовыми ресурсами. Однако, необходимость координации специализированных функций в каждом контуре и учет социального фактора в управлении с целью достижения поставленных целей предполагают и выделение координационного контура, объединяющего управление организаций финансовой работы на предприятии в целом. К функциям здесь следует отнести такие акты управленческой деятельности, как прогнозирование, принятие решения, составление общего плана работы, подбор кадров, координирование (согласование), контроль исполнения и мотивация (стимулирование).
Общая направленность управляющей и управляемой системы обусловлена определенной целевой установкой. В этой связи значимость приобретают программно-целевые методы планирования и осуществления работ, которые, в зависимости от временных горизонтов и значимости целей, могут носить стратегический и тактический характер разработки.
4. Финансово-кредитные отношения предприятий
Системное рассмотрение финансов предприятий было бы неполным без определения их местоположения в финансово-кредитной системе. Система финансовых ресурсов, являясь открытой и интегрированной в более крупную систему, всецело испытывает на себе ее влияние, а факторы внешнего воздействия зачастую оказываются определяющими при принятии управленческих решений. Поскольку ресурсы являются стоимостной категорией распределения, то финансово-кредитные взаимосвязи являются основными, ибо также предполагают процессы стоимостного распределения. Следует отметить, что кредитные отношения возникли на основе достаточно развитых финансовых отношений и если последние предполагают лишь отношения по поводу распределяемой стоимости, то кредитные уже рассматриваются как отношения по поводу временнго и возвратного отчуждения стоимости.
Все названные отношения опосредуются денежным оборотом (наличным или безналичным), либо измеряются в денежной форме.
Очевидно, что развитие финансово-кредитных отношений сопровождалось расширением функций денег и особенностями их обращения. Так например, если первоначально при опосредовании движения стоимости деньги выполняли функцию меры стоимости, средства обмена, средства накопления, то с появлением кредитных отношений активизировались функции средства платежа и мировых денег. В последующем платежный оборот даже стал обслуживаться так называемыми кредитными деньгами, представленными в т.ч. и ценными бумагами.
Особенностью же современного денежного обращения является то, что оно, как правило, является безналичным и предполагает соответствующие формы расчетов - платежные поручения, платежные требования-поручения, чек, аккредитив.
Поэтому основными понятиями, характеризующими финансово-кредитные взаимосвязи системы финансовых ресурсов предприятия являются: процент, величина стоимости и время ее использования. Следует отметить, что стоимостное распределение и его взаимосвязь с воспроизводным процессом позволяет посредством финансовых показателей контролировать взаимоотношения предприятия с внешней средой и предупреждать, таким образом, возможные ее негативные проявления и диспропорции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В этой связи актуальным видится процесс мониторинга за состоянием финансово-кредитной системы - как внешней среды системы финансовых ресурсов предприятия.
Подобное слежение и контроль будут способствовать минимизации риска в его деятельности и принятию обоснованных тактических решений финансового характера в выбранном стратегическом направлении.
Интеграция системы финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта есть необходимость его существования и наиболее полной реализации выделенных функций. И вполне очевидно, что система может быть рассмотрена не только как структура, но и с точки зрения ее действия вовне. Используемые факторы производства и выбранная специализация предприятия предопределяют, а затем и корректируются направлениями интеграции во вне. Формами подобной интеграции, с целью наиболее полной реализации функции финансовых ресурсов, являются ФПГ, внебюджетные фонды, транснациональные компании, банковские учреждения, государственный сектор финансов и т.д.
В этом случае мы можем говорить об определенном влиянии структуры финансовых ресурсов предприятия на ее дальнейшее развитие.
Чем более значительнее мощь системы финансовых ресурсов предприятия, тем агрессивнее его финансовая политика и тем большие возможности доступны в плане их выгодного применения. Но следует помнить, что с ростом интеграционных взаимосвязей с внешней средой одновременно усложняется и их финансовый контроль, а, значит, повышается риск деятельности.
Значимость контроля состояния внешней среды обусловлена еще и тем, что факторы ее влияния, в отличие от внутренних факторов, малорегулируемы хозяйствующим субъектом, т.к. не определяются всецело им. Поэтому сосуществование с внешней средой, адаптивность к ней, являются жизненно необходимыми для системы финансов предприятия. Отметим, что современный западный менеджмент уже разрабатывает адаптивные структуры организации, которые можно было бы быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.
В масштабах же всего государства взаимопроникновение финансовых ресурсов означает интеграцию различных видов рынков (товарных, сырьевых, отраслевых и т.д.).
Итак, охарактеризовав значимость взаимоотношений системы финансовых ресурсов предприятия с внешней средой, рассмотрим их более подробно.
Появление финансовой науки связано с государством, и роль финансовой науки возрастала по мере укрепления государства и развития товарно-денежных отношений, связанных с формированием государственного бюджета и перераспределением финансовых ресурсов. В современном же экономическом обществе роль государства гораздо больше, чем субъекта финансовых взаимоотношений. Так активная роль государства проявляется, прежде всего, в реализуемом им государственном регулировании, под которым понимается законодательно оформленная система внешнего воздействия на предприятие в целях соблюдения и реализации общегосударственных интересов. Основными направлениями государственного регулирования при этом являются:
- налоговая система;
В первом случае мотивом выступает экономическая привлекательность такого союза. Речь может идти о вхождении в отраслевые и межотраслевые фонды научной направленности, и тогда посредством ведения совместных (с фондом и др. хозяйствующими субъектами) научных разработок появляется возможность захвата лидирующего положения на рынке перспективной продукии или использовании технологически более совершенного оборудования (т.е. реализация производственной функции финансовых ресурсов). Во втором случае ресурсы предприятия могут перераспределяться в фонды социальной направленности, например, с целью дополнительного пенсионного обеспечения работающих.
Как показывает опыт развитых экономических стран внебюджетные фонды характеризуются не только большим количеством, но и различной специализацией. Поэтому с дальнейшим развитием финансово-кредитных отношений в России следует ожидать активизации этого вида взаимосвязей, что позволит наиболее полно реализовать не только производственную, но и инвестиционную функции финансовых ресурсов предприятия.