Себестоимость продукции является основным ценообразующим элементом.



Кроме поэлементной (смета) и постатейной (калькуляция) классификации затраты, включаемые в себестоимость классифицируют по ряду других признаков.
По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживаием процесса производства и управления им: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.
По способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого конкретного вида изделий по установленным нормативам: сырье, энергия технологическая, заработная плата основных рабочих и пр. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе.

К ним относятся расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые расходы, общепроизводственные расходы, затраты на подготовку и освоение новых видов производств, коммерческие расходы.
В качестве основного измерителя при включении этих затрат в себестоимость продукции выбирается основная заработная плата производственных рабочих.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) включаются в себестоимость продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (ОЗПР):

(6.6)

Цеховые расходы (ЦР) в себестоимость единицы продукции включаются также пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих (ОЗПР):
(6.7)
Аналогично включаются общепроизводственные расходы (ОБПР):
(6.8)
Расходы на подготовку и освоение новых производств включаются в себестоимость единицы продукции пропорционально сумме цеховой себестоимости и величине общепроизводственных расходов:
(6.9)
Коммерческие непроизводственные расходы рассчитываются в процентах от производственной себестоимости.

По зависимости затрат от изменения объема выпуска они подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Величина условно-постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий, оборудования и т.д.). Условно-переменные затраты, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции (расход сырья, заработная плата и т.д.).
По способу учета и группировки затраты подразделяются на простые (сырье, материала, зарплата, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (мало ценные и быстро изнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.).
Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статьям, их доля в полной себестоимости. Структура себестоимости – это удельный вес каждого элемента (статьи) в общей себестоимости. На структуру себестоимости существенное влияние оказывают технологические особенности производства:

  • трудоемкость производства (большая доля заработной платы);
  • материалоемкость производства (большая доля затрат на материалы);


  • фондоемкость производства (большая доля амортизации);
  • энергоемкость производства (большая доля топлива и энергии)


Себестоимость продукции является основным ценообразующим элементом. Цена – это денежное выражение ценности (значимости) товара, услуги, фактора производства в процессе обмена.
По этапам формирования различают следующие виды цен:
1. Оптовая цена предприятия – это цена, при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли.
Оптовая цена предприятия определяется по формуле:

(6.10)
где СП – полная себестоимость единицы продукции, руб.;
RС – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т.е. прибыль, полученная от реализации годового объема продукции, приходящаяся на 1 рубль годовых текущих затрат:
(6.11)
где RПр – уровень рентабельности предприятия в долях единицы;
ФСр.г. – среднегодовая стоимость фондов предприятия, т.е. сумма основных производственных фондов и оборотных средств;


СПГ – полная себестоимость годового объема реализованной продукции.

2. Отпускная цена предприятия формируется на основе оптовой цены предприятия с учетом НДС (налога на добавленную стоимость) и акциза (по подакцизным товарам):
(6.12)
где ЗМ – стоимость материальных затрат на единицу продукции, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, %;
А – акциз, руб.
3. Отпускная цена оптового посредника учитывает отпускную цену предприятия и дополнительно включает издержки и прибыль сбытовых организаций:
(6.13)
Псб., Зсб. – прибыль и затраты сбытовых организаций на единицу продукции, руб.
4. Розничная цена – цена, при которой товары реализуются через торговую сеть:
(6.14)
где Зрозн., Прозн. – прибыль и затраты розничных (торговых) организаций на единицу продукции, руб.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуры цены, которые можно представить в виде схемы (рис. 4)

Себестоимость продукции
Прибыль предприятия
Акциз (по подакцизным товарам)
ННДС
Сбытовая надбавка
Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия



Отпускная цена предприятия
(покупная цена оптового посредника)
Отпускная цена оптового посредника
(покупная цена предприятия торговли)
Розничная цена

Рис. 4. Структурное представление цены.

Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затрат, прибыль, налоги.

Прибыль – конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет.
Различают прибыль от реализации продукции, балансовую (валовую) прибыль, и чистую (расчетную) прибыль.
Конечный финансовый результат определяет балансовую (валовую) прибыль, т.е. прибыль, полученную от производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая согласно гл. 25 Налогового Кодекса РФ определяется:

(6.15)
где ПР – прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг, а также от реализации имущества предприятия, руб.;
ПВР – прибыль (убыток) от внереализационной деятельности, руб.

Выручка от реализации – это денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию. Из выручки от реализации возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, амортизация, производится оплата труда и отчисления на социальные нужды.
В структуре прибыли наибольшая доля приходится на прибыль от реализации, определяемой по формуле:
(6.16)
где Цi – оптовая цена единицы продукции, руб.;
Сi – полная себестоимость единицы продукции, руб.;
Ni – объем реализации продукции, в натуральном выражении;
m – количество наименований продукции.

К внереализационным доходам гл. 25, ст. 250 Налогового Кодекса РФ) относятся: доходы от долевого участия в других организациях; доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты; доходы от сдачи имущества в аренду и т.д.
Из валовой прибыли предприятием выплачивается налог на прибыль. Расчет налогооблагаемой прибыли укрупненно осуществляется по следующей формуле:
(6.17)
где ПБ – балансовая прибыль, руб.;
Д – дивиденды и другие доходы, облагаемые налогом в особом порядке, руб.;
ОРЕЗ – отчисления в резервные фонды, руб.;
Л – льготы по налогу на прибыль, предусмотренные действующими нормативными актами, руб.
После выплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия остается так называемая чистая (расчетная) прибыль. По своей величине она представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных плHтежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль – единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности.
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.
1. Рентабельность по изделию можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию:
(6.18)
где ПИ – прибыль по изделию, руб.
СП – полная себестоимость изделия, руб.;
ЦИ – цена изделия (единицы продукции), руб.

2. Рентабельность всей реализованной продукции может рассчитываться несколькими способами:

  • как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции;
  • как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
  • как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.



Содержание раздела