Вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства


В настоящее время вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства в рамках одного предприятия могут получить все возможности для функционирования в полном объеме. Однако это довольно дорогостоящие и трудоемкие работы. Сложность еще заключается в том, что хозяйства инфраструктуры вынуждены производить для собственного потребления в неспециализированных условиях инструменты, технологическую оснастку, выполнять все виды ремонтных работ, в том числе и капитальный, изготавливать сменные узлы и детали.

Материальные затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих хозяйств такого масштаба могут быть в несколько раз выше, чем на выполнение аналогичных работ специализированными организациями.
Решить проблему снижения расходов на содержание и эксплуатацию служб инфраструктуры можно размещением заказов на обслуживание предприятия специализированными хозяйствами.
Спрос на подобного рода услуги создаст условия для формирования целой сети организаций и предприятий по ремонту оборудования, изготовлению сменных деталей и узлов, производству технологической оснастки, монтажу подъемно-транспортного и складского оборудования. Новое развитие получит инструментальная промышленность, так как в условиях специализированного производства дешевле и качественнее можно организовать выпуск стандартного инструмента, освободив предприятия-потребители от его изготовления.
В области энергетического обслуживания целесообразнее всего заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку электро- и теплоэнергии, инертных газов, технического кислорода, природного газа и других энергоносителей.
Ремонтные работы требуют особого внимания, поскольку их выполнение трудоемко и дорогостояще. В силу этих обстоятельств капитальный ремонт следует осуществлять с помощью специализированной ремонтной организации, а текущее обслуживание проводить собственными силами.
Механизация транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ является самой застарелой проблемой российских предприятий. Наличие в структуре предприятия полностью механизированных, а тем более автоматизированных складов, несомненно, повысит значимость инфраструктуры. Однако принцип экономической целесообразности и в этом случае должен носить главенствующий характер.

Относительно транспортного хозяйства и перспектив его развития следует отметить, что организация крупных транспортных предприятий даст значительный результат в том случае, если будет осуществлено обслуживание предприятий на основе так называемого кустового расположения потребителей. Это обеспечит значительную экономию бензина, горюче-смазочных материалов, запасных частей.
Отмеченные тенденции развития инфраструктуры предприятия представляют интерес для действующих производств. Однако их не могут не заботить вопросы оперативности в техническом обслуживании, и с этой точки зрения наличие в структуре предприятия подразделений инфраструктуры должно отвечать потребностям и целям эффективного функционирования производства.

Выводы


1. Важным условием нормального бесперебойного хода производства является поддержание в рабочем состоянии оборудования, питание агрегатов энергией, своевременное обеспечение рабочих мест предметами труда, инструментом и приспособлениями, т.е. четкая организация производственной инфраструктуры (вспомогательных и обслуживающих процессов).
2. Инструментальное производство занимает важное место на предприятии. От уровня организации этого хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы всего предприятия.
Инструментальное хозяйство должно решать ряд задач, основными из которых являются: обоснование потребности в различных видах инструмента; обоснование необходимости проектирования нового инструмента; выбор формы обеспечения инструментом; организация материально-технического снабжения инструментом; организация производства инструментов и заточки и др.
Наличие в производстве больших запасов инструмента, высокая его стоимость и значительный расход делают проблему экономии инструмента одной из наиболее важных в организации инструментальных хозяйств.


3. Основной задачей ремонтного производства является предупреждение преждевременного износа машин и механизмов, зданий и сооружений, их своевременный ремонт и обеспечение рабочей готовности оборудования. Это достигается правильной эксплуатацией, квалифицированным межремонтным обслуживанием и профилактическим плановым ремонтом оборудования.
4. Погрузо-разгрузочные и переместительные функции осуществляет внутрипроизводственный транспорт. Он подразделяется на несколько видов по назначению, по применяемым транспортным средствам, способу их формирования.
При организации работы транспортного хозяйства большое значение имеет выбор транспортных средств для отдельных участков предприятия. При этом учитываются их грузоподъемность, скорость, маневренность и ряд других свойств. В современных условиях важным направлением развития внутризаводского транспорта является повышение значения и масштабов использования непрерывных его видов (конвейеров, транспортеров и т.п.)
5. На предприятии перерабатывается огромное количество сырья и материалов; с развитием кооперирования производства они получают множество видов полуфабрикатов, готовых узлов и элементов; большое количество материалов и запасных частей используется во вспомогательных цехах. Все товарно-материальные ценности хранятся на складах.
Задача складского хозяйства состоит в приемке материалов от поставщиков, обеспечении сохранности, качества и количества материальных ценностей, рациональном размещении материальных ценностей на территории склада; контроле и поддержании нормативного уровня и комплектности запасов: формировании рационального состава тары, специально приспособленной для хранения и внутризаводской передачи сыпучих, мелких материалов и узлов.
Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия.



Термины и понятия


Производственная инфраструктура
Инструментальное хозяйство предприятия
Коэффициент оснастки
Классификация инструмента
Индексация инструмента
Стандартизация инструмента
Оборотный фонд инструмента
Ремонтное хозяйство предприятия
Ремонтный цикл
Техническое обслуживание
Материально-техническое снабжение
Норма расхода материалов
Норма запаса материалов
Транспортное хозяйство предприятия
Система сбыта предприятия
Торговые посредники
Грузооборот
Грузопоток

Вопросы для самопроверки


1. Какие функции выполняет инструментальное хозяйство предприятия?
2. С какой целью применяется классификация инструмента?
3. Какие подразделения предприятия входят в состав его ремонтного хозяйства?
4. Какие схемы применяются для материально-технического обеспечения цехов предприятия?
5. С помощью каких показателей оценивается работа транспортного хозяйства предприятия?
6. Что представляет собой товаропроводящая сеть предприятия?
7. Сколько периодов содержит процесс реализации продукции? В чем состоят особенности каждого из них?
8. На каких условиях по реализации продукции функционируют посреднические организации?





Содержание раздела