Соглашения о разделе продукции


долл., но только 9 млрд. долл. непосредственно вложено в производство (прямые инвестиции). Деятельность иностранных инвесторов в России, в том числе и организация предприятий с иностранными инвестициями, регулируется рядом федеральных законов, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Главный из законодательных актов закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные действующим законодательством. Они могут включать в себя вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, если они не зарезервированы исключительно для государственных предприятий1, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права. Доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги иностранные инвесторы могут приобретать как за иностранную валюту, так на заработанные в стране рубли, реинвестируя их.
Ограничения деятельности иностранных инвесторов, кроме указанных выше, касаются участия в банковской и страховой деятельности, а также участия в покупке государственных ценных бумаг.
Ограничения имеются также в отношении земли и природных ресурсов.
В России зарегистрировано более 20 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), и их число возрастает. Однако нужно помнить, что из числа зарегистрированных фирм и компаний действовали примерно две трети, и подавляющее их большинство мелкие. За исключением немногих крупных иностранных компаний, действующих в сфере нефтяной, газовой, пищевой, автомобильной промышленности, общественного питания и связи, в России пытаются работать рисковые фирмы с небольшими возможностями и малоизвестные на родине.

Но мелкие и средние фирмы как бы прокладывают дорогу крупному капиталу, способствуя созданию рыночной инфраструктуры и испытывая на себе экономико-правовой механизм.
По количеству ПИИ основная часть (37%) приходится на торговлю и общественное питание и 30% на промышленность. Далее следуют строительство и сфера услуг, прежде всего наука и научное обслуживание. В структуре произведенной продукции преобладает промышленность (40%), далее следуют торговля и общественное питание (23%), строительство, наука и научное обслуживание.
Большинство налогов и обязательных платежей ПИИ уплачивают практически в том же порядке, что и другие российские предприятия, хотя имеют некоторые льготы.

Соглашения о разделе продукции
Особой формой привлечения иностранного капитала выступают соглашения о разделе продукции. Это практика, которая широко применяется в различных странах, где иностранные инвесторы участвуют в разработке месторождений полезных ископаемых.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. будет способствовать созданию в России более благоприятного инвестиционного капитала в области недропользования, поскольку он гарантирует частному капиталу как отечественному, так и иностранному налоговую стабильность. Соглашения касаются поисков, разведки и добычи минерального сырья на предоставленных в пользование участках недр.
Схема действия соглашения о разделе продукции следующая. Предприятия добывающей промышленности получают возможность, заключив соглашение с государством, рассчитаться с ним долей произведенной продукции, вместо уплаты многочисленных налогов и других платежей. При этом сохраняется необходимость получения лицензии на право пользования недрами в соответствии с законом «О недрах». Взимается также налог на прибыль.

Каждое соглашение индивидуально определяет долю государства (Федерации и субъекта Федерации) в зависимости от местных условий. Доля, полученная инвестором, может быть реализована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Соглашение о разделе продукции реализуется на основе гражданско-правового регулирования, споры между государственными органами и частными инвесторами разрешаются в арбитражных судах, в том числе и международных.



Свободные экономические зоны в экономике России
Свободные экономические зоны (СЭЗ), или зоны свободного предпринимательства в мировой практике, это специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.
Мировая практика показывает, что при определенных условиях СЭЗ ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. СЭЗ могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.


С функциональной точки зрения СЭЗ можно подразделить на внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством; технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий; комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники), оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.
На территориях СЭЗ может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны. Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:
освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров. В любом случае СЭЗ требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.


Выводы


1. Предприятия любой формы собственности имеют право участвовать во внешнеэкономической (включая внешнеторговую) деятельности, заключать экспортные и импортные сделки с иностранными партнерами. В той или иной мере многие тысячи предприятий включены во внешнеэкономическую предпринимательскую деятельность. При этом за некоторым исключением, для участников внешнеэкономической деятельности не требуются ни особая регистрация, ни специальные разрешения.
2. Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности заключается в формировании концепции и стратегии внешнеэкономических связей, выработке законодательной базы их осуществления, заключении международных договоров и соглашений. Государственная внешнеторговая политика осуществляется путем таможенно-тарифного регулирования, нетарифных ограничений, а также государственного стимулирования экспорта.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятий осуществляется путем заключения международных контрактов. Внешнеторговый контракт представляет собой договор о заключении сделки (купли-продажи, проведения работ, оказания услуг и т.д.) между двумя и более контрагентами, находящимися в разных странах. Различаются сделки по экспорту, импорту товаров и сделки по встречной торговле.
4. Иностранные инвестиции, прежде всего прямые частные вложения в реальном секторе российской экономики, одно из условий преодоления инвестиционного кризиса в России. Для привлечения иностранных капиталов необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Иностранные капиталовложения могут осуществляться в виде создания предприятий с иностранными инвестициями (как в форме совместных предприятий, так и со 100% иностранной собственностью), а также в виде соглашений о разделе продукции.

Перспективно привлечение иностранных инвестиций на льготных условиях в свободных экономических зонах.


Термины и понятия


Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговая политика
Таможенные пошлины
Таможенная стоимость
Внешнеторговый контракт
Иностранные инвестиции
Иностранные инвесторы
Инвестиционный климат
Соглашения о разделе продукции
Свободная экономическая зона


Вопросы для самопроверки


1. Дайте определение внешнеэкономической деятельности. Какими нормативными актами регулируется внешнеэкономическая деятельность?
2. Охарактеризуйте основные инструменты государственного регулирования ВЭД.
3. Какие меры предпринимаются для зашиты российского рынка и российских товаропроизводителей?
4. Как осуществляется в России государственная поддержка экспорта?
5. Что такое внешнеэкономическая сделка?
6. Перечислите элементы внешнеэкономического (внешнеторгового) контракта.
7. Какими документами обеспечиваются операции по экспорту и импорту товаров?
8. Какие виды расчетов применяются при экспорте и импорте товаров?
9. Каково налогообложение предприятия при осуществлении внешнеторговых сделок?
10. Кто считается иностранным инвестором по российскому законодательству? В каких формах иностранные инвесторы могут участвовать в экономике России?
11. Что такое «соглашения по разделу продукции»? Как они применяются в России?
12. Дайте определение свободной экономической зоны.

РАЗДЕЛ V

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание раздела




Содержание раздела